Театр умер. Об этом прискорбном факте мы уже наслышаны. Не верьте — врут. Даже мельком глянув на театральный календарь–2005, понимаешь: все только начинается. Тренд уходящего года — ««Новая драма»»: современные, актуальные, проблемные, социально ориентированные постановки.
««Новую драму»» не только ставили, но и публиковали, оценивали, обустраивали. «Эксмо» выпустило сборник пьес модных молодых драматургов Вячеслава и Михаила Дурненковых. Увидели свет новые произведения Максима Курочкина, Ивана Вырыпаева, Василия Сигарева, Олега и Владимира Пресняковых.
На проходившем в Москве IV фестиваля современной пьесы ««Новая драма»» был презентован сборник «Путин.doc»: «Часовой» Сергея Решетникова, один из персонажей которого погибает в Чечне; «Шапито-Юрта» Петра Филимонова — место действия все та же Чечня; «Мы, вы, они» Дмитрия Истранина о конфликте в одной из школ, где дети — выходцы с Кавказа — пытаются установить свои порядки; давшая название сборнику пьеса Виктора Тетерина, где два горячих поклонника российского президента доходят до абсурда в попытке доказать друг другу, чья любовь сильнее...
В сентябре же в столице открылась «Практика» — театр «активной социальной позиции», под руководством Эдуарда Боякова.
«Новая драма» уже не просто претендует на часть театрального пространства, она его формирует — причем в масштабах страны. Одних только столичных премьер наберется больше десятка. Давайте вспомним некоторые из них.
«Косметика врага». Постановка Романа Козака по психологическому роману модной ныне Амели Нотомб идет попеременно в «Сатириконе» и театре имени Пушкина. Текстор Тексель (Константин Райкин) погружается в прошлое случайного попутчика Жерома Агюста (Роман Козак), вытаскивая на свет и тяжкие преступления, и бытовую муть, что скапливается у каждого на изнанке души. Отдельное впечатление производит контраст между холодным, технологичным оформлением спектакля и живой, почти подвижной игрой Райкина.
«Голая пионерка». Спектакль по одноименному произведению Михаила Кононова поставил Кирилл Серебренников («Пластилин», «Изображая жертву»). Война — это когда ты, пионерка Маша Мухина (Чулпан Хаматова), живешь на каникулах у бабушки, и тебе на голову внезапно падают тяжеленные солдатские сапоги. И ты понимаешь, что жить в мире, состоящем из кирзовых сапог, по-старому уже нельзя. И ты живешь по-новому, живешь, как можешь, как веришь, как дышишь. Даже тогда, когда перестаешь дышать.
«Менагеры» Руслана Маликова и Никиты Денисова — это про сотрудников рекламного агентства. Кампания для нефтяного гиганта, оформление конференции по экопластику, концепция раскрутки бренда для нового пакетированного чая и все это немедленно, сейчас! Дедлайн — завтра, в 10:00. Фирменная фишка авторов — воспроизведение актерами реальных диалогов, подслушанных и записанных на диктофон.
«Три действия по четырем картинам» — Михаил Угаров предложил зрителям свою интерпретацию насыщенной мистикой и метафизикой пьесы Вячеслава Дурненкова. Кстати, у москвичей была возможность увидеть еще два спектакля по произведениям братьев Дурненковых: «Последний день лета» в МХТ имени Чехова и «Mutter», который привозили в столицу их земляки — тольяттинский театр «Вариант».
«Донкий Хот». Театр Дмитрия Крымова выпустил этот спектакль на сцене Школы драматического искусства. Вместо студентов-актеров — студенты-художники театра, вместо диалогов — их профессиональные изобразительные средства — кисти и краски. Весь спектакль они рисуют на декорациях, на подсобных материалах, друг на друге, превращая поначалу абсолютно пустое пространство сцены в густонаселенную фантасмагорию. В каждом действии Дон Кихота убивают — изощренно и поэтично, что не мешает ему возвращаться к жизни вновь и вновь.
«ДОК-тор» — поражающая своей документальностью постановка Владимира Панкова по пьесе Елены Исаевой о нелегкой жизни врачей в современной российской глубинке.
«Галка Моталко» — история о трех подругах-спортсменках, чья юность попала на период перестройки, поставленный Еленой Новиковой по пьесе Натальи Ворожбит.
«Оскар и розовая дама». Грустная и светлая премьера питерского Ленсовета — моноспектакль по пьесе Эрика-Эммануэля Шмита с Алисой Фрейндлих. Режиссер Владислав Пази получил за нее «Золотого софита».
Театр умер, продолжают настаивать некоторые. И ссылаются на вышедшую в 2005-м книгу известного критика Марины Давыдовой под мало оптимистичным названием «Конец театральной эпохи». Есть, правда, стойкое ощущение, что эти некоторые не заглядывали дальше обложки. Давыдова не отыгрывает реквием «классическому русскому театру» и не ставит точку в конце некролога. Если и имеется в виду какая-то точка, то это — точка перехода. Из одного качественного состояния в другое.
Специально для таких пессимистов напомним: чуть более двух месяцев назад в МХТ имени Чехова все тот же Кирилл Серебренников поставил сильных, глубоких и страшных (слабонервным смотреть!) «Господ Головлевых» Салтыкова-Щедрина. Иудушку играет Евгений Миронов.
Театр жив. Да здравствует театр!