Осенью 2006 года марка Tsumori Chisato выпускает в продажу коричневое трикотажное платье с круглым вырезом, рукавами-фонариками, расклешенное к низу, длиной по колено. На подоле в манере детских рисунков изображена стая волков и несколько девочек. Очевидно, на спине тоже есть рисунок, но я его не вижу, потому что этого платья у меня нет. У меня есть картинка. Я ее взяла с сайта podiumfashion.ru, а это значит, что байеры Podium Concept Store заказали это платье, и оно будет продаваться в Москве. Однако я его не куплю.
Деньги
Тсумори Чисато — известный дизайнер, ее наряды стоят денег. На эти деньги можно купить 90 DVD-дисков с важными фильмами, которые перевернут твою жизнь. Или 30 дисков с прекрасной музыкой, которая разобьет твое сердце. А тут всего лишь платье. Но пусть так рассуждают взрослые женщины с горящими глазами, ведущие передачи «Школа злословия», или любые другие женщины и мужчины. Но мы не будем, потому что знаем, что мода — это то же самое, что кино или музыка. Настоящее большое увлечение. И если еще пять лет назад мальчикам, любителям кинематографа, было нечего делать рядом с девочками, у которых журнал ID под подушкой, то сейчас они держатся за руки и шагают в одну сторону. И у каждого в кармане звенят монеты, которые один потратит на редкое видео, а другая — вот на такое платье. И оба они знают, для увлеченного человека вопрос денег — не принципиальный.
Просто так правильно — сразу не покупать.
Подожду до конца зимы. И буду тверда, когда на витринах магазина появятся цифры -30 %, потом -50 %, потом -70 %. И переживу, когда с первыми весенними лучами я приду на Кузнецкий мост посмотреть на мое платье, а его там не будет. Верю, спустя некоторое время я увижу его снова в стоковом магазине, еще дешевле. Если у меня хватит воли, следующим летом я куплю платье Tsumori Chisato со стаей волков за три тысячи рублей.
И дело действительно не в деньгах. Наверное, именно такое поведение можно назвать альтернативным. В том смысле, что есть один общепринятый способ покупать одежду, а есть другой — очень рискованный. Но единственно верный, конечно.
Кто не с нами
Моя учительница по моде, стилист и редактор Ира Гватуа, говорит так: «Аня, альтернативная мода, ну или то, что условно можно ею назвать, — это очень просто. Не думай ни о чем, ничего не покупай, всегда только жди. В магазины придут люди, выберут все, что им понравится, и уйдут. Никогда не сомневайся и не бойся — останется самое лучшее».
Ее рецепт идеален, лучшая формулировка.
С одной стороны, именно так можно лишний раз проверить себя (если в этом есть необходимость) — не идешь ли ты на поводу у общественного вкуса, не слишком ли увлеклась другими людьми, позабыв о себе, о своей индивидуальности и об одиночестве. С другой стороны, мода, как и любое другое культурное явление, особенно интересна в связи с социальными процессами. Все, что отбраковывается, не пользуется спросом, остается на складе — не это ли самое важное? Вот например, как ты думаешь, что реже всего покупают в главных столичных бутиках, если судить по репертуару их стоков? Вечерние платья и туфли на каблуках. Не говорит ли это нам о том, что даже богатые люди слишком много времени посвящают работе, спорту, домашнему хозяйству etc? И не следует ли из этого, что нужно немедленно купить себе все забытые своими настоящими хозяйками розовые полупрозрачные комбинации Burberry и тяжелые черные трагические платья Behnaz Sarafpour, чтобы уж наконец повеселиться за всех, кто не с нами?
Anti sex
Если спуститься на последний этаж московского ТЦ «Охотный ряд», в этот сущий ад массовой молодежной одежды, и ознакомиться с новой коллекцией поп-марки Stradivarius, посвященной панку, то там, например, найдутся черные кожаные куртки производства Пакистан по сто долларов — именно такие, как на фотографиях в музыкальных энциклопедиях. Однако привлекает в них не столько поразительная верность стилю, а потрясающая кургузость, замкнутость, скомканность и несимпатичность. Девушка в такой куртке будет производить очень альтернативное впечатление, потому что она не будет производить никакого впечатления вообще.
Друзья мои, мне жаль, но это правда — секс больше не в моде.
Никаких надежд, никаких иллюзий. Правильные девчонки одеваются так: скромные платья самого удручающего вида, плотные водолазки, прямые синие джинсы, неудобные туфельки как у старушки, мрачные кофты на пуговках. Будто ты вечная дева, которая обрела своего бога. И отказалась от этого мира, в котором живут своей жизнью яркие и солнечные сексуальные вещи. С территории Голливуда, из комиксов и от Квентина Тарантино, от всего заокеанского, калифорнийского, мы наконец возвращаемся назад и домой. И наша невеста, конечно, была в черном. Помни об этом.
Anti fashion
В одном фильме сказано, что из одежды мужчинам должно быть достаточно двух тренировочных костюмов Аdidas: красного для жизни и черного для похорон. Это очень верно.
Если у тебя нет никакого желания интересоваться текущими проблемами антверпенской школы или хотя бы просто обсуждать с подругой душевную потребность в синем кардигане или в высоких сапогах на этот сезон, существуй в своем тренировочном костюме и будь счастлив. Главное, каждый раз, когда у тебя возникает досадная необходимость купить что-нибудь новое, потому что все старое кончилось, обращайся за помощью к подруге. Стесняться тут нечего — она же спрашивает про новую музыку или хороший фильм.
А для тех, у кого подруги нет, рекомендации такие: в моде готика, то есть нужны черные брюки, рубашки и пальто. Хорошо бы, чтобы твоя обувь была коричневая, а на груди что-нибудь красное (роза, например). Но лучше всего, конечно, просто тренировочный костюм (ну и про розу не забудь).
Спорт
Ира, гениальный человек, стала моей путеводной звездой одним вечером, когда мы пошли на дикий тайский фильм. После кино она стояла на Садовом кольце и жаловалась мне, что у нее очень много работы, она не спала ночь и поэтому утром, торопясь, нацепила два разных кроссовка. Я смотрела ей в ноги, у нее на ногах было два разных кроссовка. Оба — белые. Это я запомню навсегда: 2005 год, Садовое кольцо, длинная, тощая, косматая красотка в двух разных белых кроссовках.
Так вот, спортивные марки — это по-прежнему альтернатива. Видимо, секрет неунывающей любви всех неформальных людей к Аdidas, Nike, Puma и другим более специальным организациям в том, что в таком виде по-прежнему нельзя ходить на работу. Это действительно так просто: если ты носишь белые кроссовки, олимпийку с полосками и какие-нибудь немыслимые рейтузы с растянутыми коленками, то у тебя не на лице, а на теле написано — свободная натура.
Единственное, нужно помнить: за долгие годы активной эксплуатации всеми подряд спортивные марки, конечно, потеряли в ценности. Adidas, например, выпускает линию нарядов от Мисс Эллиот, а это уже, конечно, никакая не мода, а канал MTV. Все остальные в погоне за массовым покупателем создают не менее странные штуки. Вот, например, Puma выпустила к осени удивительные, будто вывернутые наизнанку платья-кардиганы ярко-фиолетового цвета, а также черные трикотажные платья самого сексуального вида и салатовые костюмы. Всем они хороши, да вот только носить салатовые костюмы стоит исключительно людям с внешностью Такеши Китано (посмотри его последний фильм, там он щеголяет в розовой куртке с огромными зелеными снежинками), а таких, как он, больше нет.
Все, что касается спорта, в наши дни нужно уметь выбирать. Общий совет: не гонись за цветом, если этот цвет не красный. Обращай внимание не только на дизайнерские линии, но и на вещи, созданные для занятий спортом, — они более строгие и часто более интересные. Кроссовки покупай в любом количестве и носи всегда, лучше кроссовок — только кеды (и туфли на шпильках, конечно).
Ну и не забывай опять же про стоки, которые есть у большинства спортивных марок.
ОСЕНЬ–2006: ДНИ И НЕДЕЛИ МОДЫ
6–9 сентября
7-я международная специализированная выставка Collection Premiere Moscow в Экспоцентре
Международная выставка моды pret-a-porter: (более 1100 торговых марок из 30 стран мира представят свои коллекции «весна-лето — 2007»
8–15 сентября
Нью-Йоркская неделя моды (Olympus fashion week)
13 сентября
Открытие первого в России и Москве (после Лондона и Парижа) show-room английского Дома Моды САДО’ – SADO’ Fashion House
17 сентября
Презентация коллекции Anastacia by s.Oliver (это та самая певица — и она в Москву специально приедет)
18–22 сентября
London Fashion Week
19–22 сентября
XX конкурс «ЭКЗЕРСИС» на ВВЦ
Конкурс среди студентов и молодых специалистов в области дизайна, моделирования, конструирования, технологии и изготовления одежды
23 сентября — 1 октября
Миланская неделя моды (Milano Moda Donna primavera/estate 2007)
1 октября
«Всемирный поиск моделей Guess». Финал российского этапа конкурса
1–9 октября
Парижская неделя моды (Mode a Paris)
10 октября
День рождения российского художника и дизайнера Андрея Бартенева
16 октября
День рождения Валентина Юдашкина
16 октября
Переход на зимнюю форму одежды в Российской армии
Переход на летнюю или зимнюю форму одежды в нашей армии устанавливается приказами командующих войсками округов, группой войск, флотами, флотилиями, командиров военно-морских баз, начальников гарнизонов (старших морских начальников) индивидуально для каждого региона). В центральном округе это произойдет 16 октября
18–26 октября
Russian Fashion Week
24 октября — 31 октября
Неделя моды в Москве