Лето — это маленькая жизнь, а зима в России, соответственно, предварительные девять месяцев сплошной белой смерти. Я не люблю холод и могу объяснить только глюком в матрице или крупной ошибкой в ДНК наших предков тот факт, что ареал обитания вида homo sapiens распространился дальше 48 градуса северной широты, то есть вышел за северные границы Крыма.
По Лесному календарю писателя Виталия Бианки сентябрь — «месяц прощания
перелетных с родиной», а октябрь — «месяц полных кладовых». В дикой природе все, кто могли слиться от холода подальше, уже это давно сделали, а оставшиеся зверушки сейчас спешно отъедаются, отращивают толстый подшерсток и утепляют свои норки и дупла. Постепенно активность животных снижается, сон становится все более долгим, все жизненные процессы в организме замедляются. Часть зверей впадает в спячку.
С людьми, семейством из отряда приматов, происходит ровно то же самое. Только волосы у нас осенью начинают расти медленней, а не быстрей и гуще. Этология, наука об инстинктах, утверждает, что древним народам было свойственно проявлять максимум активности весной и летом, а в осенне-зимнее время — отдыхать или заниматься чем-то несложным большую часть суток. Так как современные люди лишены возможности вести естественный для нашего вида образ жизни, у отдельных особей возникает «сезонное аффективное расстройство». «Осенняя депрессия», вялость, сонливость, тяга есть сладкое и мучное, желание много есть вообще — вот некоторые симптомы.
Виновата в этом безобразии шишковидная железа, расположенная в центре мозга. Ее функции ученые впервые начали расшифровывать только в середине двадцатого века. И окрестили ее секрет, мелатонин, «гормоном Дракулы»: железа работает только в ночное время, реагируя на отсутствие света. Мелатонин регулирует все ритмы нашей жизни, от полового развития до 24-часового ритма сна и бодрствования. Осенью, когда света становится все меньше, шишковидная железа активизируется. Она повелевает людям сворачивать активность, много спать, хорошо питаться и вообще поберечь себя до лета. Жизненной энергии становится меньше.
Период активной перестройки биоритмов с летних на зимние у большинства россиян приходится на октябрь. Врачи рекомендуют есть побольше витаминов и не планировать трудовых подвигов — работать по-летнему все равно не удастся. Рассчитывайте, что иммунитет будет снижен, просыпаться и сосредотачиваться станет сложнее. То, что казалось простым летом — одеться и поехать в институт, например, — станет требовать больше времени и сил.
Интерес к противоположному полу падает. При этом женщины массово рожают — на сентябрь-октябрь приходятся дни рождения тех, кто был зачат под новогодней елочкой. Если у людей когда-то и был «брачный сезон», то сегодня его границы расширились до полного своего, границ, отсутствия. Пики рождаемости случаются в основном через девять месяцев после больших праздников или крупных аварий, парализующих производство.
Когда я думаю, что на носу октябрь, меня утешает только то, что народы, живущие на юге, те, кто нежатся на солнце и купаются в море круглый год, намного быстрее стареют. А нам скорое фотостарение кожи явно не грозит, и сколько впереди активного увлажнения…
Из жизни теплокровных
Попав осенью на улицу вместе с нашим телом, сосуды на его, тела, поверхности, сразу сужаются. Это способствует сохранению тепла. Если провести на улице слишком много времени, длительное сужение сосудов приведет к обморожению. Перед этим человек может начать дрожать. При дрожи вырабатывается в три раза больше тепла, чем в состоянии покоя. У лиц, постоянно живущих в холодных климатических условиях, вырабатывается способность к акклиматизации, в том числе несколько повышенный темп обмена веществ.
Уголок юного натуралиста
В числе прочих засыпающих сейчас животных — два любимых народом представителя отечественной фауны. Раки, вопреки мнению рассерженных людей, зимуют там же, где проводят лето. Они зарываются в ил на дне, прячутся под камнями и корягами. В зимний анабиоз впадают и ежики. Чтобы проспать зиму успешно, осенью еж должен растолстеть примерно в полтора раза больше обычного веса. Если этого не происходит, животное погибает, не просыпаясь.
Ударный сон примата
В прошлом 2004-м немецкие ученые обнаружили на Мадагаскаре лемура, который впадает в спячку в самое жаркое время года. Температура, при которой карликовый мышиный лемур (Cheirogaleus medius) отходит ко сну, обычно превышает 30 градусов по Цельсию. Неуловимое животное проводит в спячке семь месяцев в году, в качестве спальни предпочитая дупла деревьев, и именно поэтому оно было обнаружено только недавно. Кстати, во время бодрствования мышиный лемур тоже передвигается крайне вяло. Также он ленится утеплять или хоть как-то изолировать от влияния возможной непогоды место, где спит. Это — единственный представитель приматов, способный впадать в спячку.