Глоссарий гурмана
ВОЛЧЬЯ ЯГОДА — близкий к провалу труд.
КЛЮКВА — вроде бы хорошо, но возникают предчувствия.
КЛУБНИЧКА — неоднозначная, порождающая сомнения.
ИЗЮМИНКА — уникальная, с необычным содержанием.
АРБУЗ — главная книга, пропустить нельзя.
Арбуз
Наталья Ключарева. Россия: общий вагон.
СПб.: Лимбус Пресс, 2008
Автор молод, книжка тонка, но, как говорится, потяжелей иных томов. В небольшую дебютную повестушку Наталья Ключарева смогла вместить столько боли, страсти и веры в Родину, что аж дух захватывает. Начинаясь как безжалостный физиологический очерк о «злой стране», к финалу книжка превращается в горькую, но светлую притчу о добрых, простых, непропащих людях. Которых, если поискать, можно найти везде — и в общем вагоне, и в нищем шахтерском городке, и в столичном интеллектуальном подполье. Вещь одновременно традиционная и контркультурная. Мини-эпос о современной России, совместивший в себе памфлетное, фольклорное и социально-утопическое начало.
Клубничка
Ведрана Рудан. Ухо, горло, нож.
СПб.: Амфора, 2007
Снова в этой рубрике — книга о бывшей Югославии. На сей раз о событиях в разорванной стране пишет не русский романист, а хорватская скандальная журналистка (в № 7 «Re:Акции» было опубликовано интервью с нею). «Ухо, горло, нож» — роман-монолог, раскаленный поток сознания, перегонный куб маний и фобий немолодой экзальтированной славянской дамы. Должное место в этом предельно искреннем, вопиюще неполиткорректном крике души занимают и мотивы экстремальной эротики. Секс на пустынном ночном пляже, когда в живот впивается осколок разбитой бутылки и оттого вопль героини тысячекратно усилен — согласитесь, на такие сцены способны только писатели, чьи страны (и мозги!) перепаханы многолетней войной.
Клюква
Ольга Грейгъ. Секретная антарктида.
М.: Алгоритм, 2008
Тайна Южного континента не дает покоя сочинителям разнообразной параисторической развлекаловки. Ольга Грейгъ, не размениваясь на частности, собрала в свою книжку увесистый ворох самых «леденящих», одиозных, насквозь пропахших бульварщиной легенд и мифов об Антарктиде 30–40-х годов. Секретная база Гитлера подо льдами, советско-нацистский антиамериканский антарктический проект, участие инопланетного разума в военной и космической индустрии СССР и Рейха — это лишь малая доля изложенных в книге «сенсаций». Помимо прочего, это хитроумно стилизованная пародия на «арийскую» и прочую фашизоидную криптоисторию, расплодившуюся ныне на книжных лотках определенного толка. В общем, образцово развестистая, заботливо выращенная и с умом продаваемая клюква.
Волчья ягода
Людмила Улицкая. Русское варенье.
М.: Эксмо, 2008
Лауреат «Буккера», «Большой книги» и всех прочих мировых литературных премий Людмила Улицкая никогда, по ее признанию, не любила пьесы Чехова. Но раз в несколько лет дисциплинированно перечитывала их. И вот недавно, перечитав их снова, решила написать что-то «а-ля Антон Павлович». Получилась пьеса «Русское варенье», которую тут же издали книжкой, присовокупив пару других, более ранних драматических вещиц. Новое творение Улицкой полностью скомпилировано из сюжетов нескольких чеховских пьес. Действие, само собой, перенесено на ветшающую дачу старых русских интеллигентов, на которую уже положили глаз новые хозяева жизни… Но за привычным литературным мастерством сквозит какое-то катастрофическое непонимание традиционного уклада русской, в том числе «усадебной», жизни. Получилось варенье с весьма странным привкусом... Впрочем, вдвойне аппетитным для мух.
Изюминка
Олег Нестеров. Юбка.
М.: Ad Marginem, 2008
Музыкант, продюсер и завзятый германофил Олег Нестеров написал свой первый роман. С виду исторический, но с сильным креном в сторону фантастики. Про то, как в фашистском Берлине конца 30-х четверо молодых архитекторов из бюро Шпеера (приличных, надо сказать, раздолбаев) взяли и изобрели… рок-н-ролл. Совершенно не умея играть на гитарах и петь. Эта их колдовская, «нечеловеческая» музыка нужна Рейху для духовного завоевания мира. Но не дремлет и английская разведка… Роман-апокриф Нестерова интересно сконструирован, богат технической фактурой 30-х, нашпигован модными конспирологическими примочками… А при чем тут «юбка», поймут те, кто знает немецкий язык.
http://guide-traveler.ru