Тридцать лет назад произошло событие, которое превратило май в месяц, открывающий киносезон: 25 мая 1977 года в мировой прокат вышел фильм «Звездные войны». Помахав на экране два с лишним часа световыми мечами, странные бородатые дядьки в балахонах, владевшие техникой гипноза вкупе с умением делать странные па руками, навсегда изменили историю кино и массовой культуры. Вместе с фильмом «Челюсти», который вышел двумя годами ранее, «Звездные войны» создали феномен блокбастера и заложили традицию выпускать в мае-июне самые зрелищные и дорогие фильмы года.
Именно тогда кинематограф США, который де-факто является мировым, превратился из индустрии в бизнес. Если до этого владельцы киностудий были ориентированы на производство некоего продукта (то есть фильмов), то после успеха «Челюстей» и «Звездных войн» они стали гораздо больше заинтересованы в производстве денег. Прежде фабрика грез не могла остановиться ни на минуту, производя фильмы на конвейере, потому что ее продукцию ждали кинотеатры, и это было самое разное кино. Теперь она стала производить только те фильмы, которые могли принести максимальную прибыль.
Бухгалтеры, принимая решение о выделении денег на съемки фильма, отныне предпочитали дать зеленый свет одному блокбастеру за 50 миллионов, чем десяти «обычным» фильмам за пять. В этих условиях режиссерам, чтобы сделать блокбастер, пришлось вертеться и делать ставку на самые сильные человеческие эмоции. Режиссер вытаскивал из коллективного бессознательного зрителей самые сильные архетипы и конструировал на их основе сюжет фильма. Тот, кто угадывал, какие иррациональные чувства владеют зрителем, что он желает и чего втайне боится, того и касса, тот и молодец. Прием почти беспроигрышный. По летним блокбастерам можно писать параллельную мировую историю: диагностика страхов давно поставлена на поток.
Герои «Звездных войн», с которыми олицетворяли себя зрители всего мира, боролись с империей зла, захватившей власть над галактикой. В фильме «Чужой» (май 1978 года) главная героиня сражалась с инопланетной формой жизни, спасая всю человеческую расу от нечеловеческой угрозы. В боевике «Безумный Макс» (май 1979-го) про жизнь после ядерной войны персонаж Мела Гибсона сразу против всего мира, в котором перестали действовать обычные человеческие законы и привычная мораль.
За тридцать лет кинотренды сильно изменились. Счастье больше не состоит в самопожертвовании, погибать не хочет никто, наоборот, герои хотят спасти себя, свою жизнь или свою личность от разрушения, всеми силами сопротивляясь ролям, которые им навязывают.
Главным врагом Человека-паука, который возвращается к деятельности супергероя после трех лет покоя и сомнений, становится сам Человек-паук, точнее его темная сторона. Шрек категорически не хочет становиться новым правителем Тридевятого королевства и приходит в ужас от подобной перспективы, желая вернуться в родное болото. В картине «Внутренняя империя» актеры во время съемок фильма обнаруживают, что персонажи, которых они играют, начинают вытеснять их личности. Семейная пара из фильма «Вакансия» останавливается в забытом богом отеле и обнаруживает, что стала очередными героями-жертвами в чьем-то жестоко задуманном реалити-шоу. Средний американец из фильма «Персонаж» начинает слышать голос, который объясняет, как ему надо жить: вскоре выясняется, что он таинственным образом стал персонажем романа, автор которого намерен в конце книги его убить. Герой фильма «Роковое число 23», наоборот, обнаруживает, что события книги, которую он читает, повторяют его собственную жизнь и опять-таки заканчиваются убийством. Писатель-неудачник «Мистификации», основанной на реальной истории, сочиняет биографию человека, который об этом даже не подозревает.
Как известно, счастье — это самоидентификация, совпадение с самим собой. Персонажи фильмов, выходящих в мае 2007-го, практически все как один живут не в ладу с собственной природой. Окружающий мир враждебен как никогда, обстоятельства давят, быт заел, посуда не вымыта, а холодильник пуст. Тут уж не до спасения мира: сначала надо разобраться в себе, понять, кто ты такой на самом деле, и определить, на чьей ты стороне — добра или зла, которые между тем уже давно перепутались между собой. И если уж спасать мир, то, видимо, в первую очередь от самого себя, как это и произошло с Человеком-пауком.
«Пираты карибского моря: на краю света»
(pirates of the caribbean: at world’s end)
Приключения, комедия, фэнтези. Режиссер: Гор Вербински. В ролях: Джонни Депп, Орландо Блум, Кира Найтли.
Сказка, созданная на голубом глазу по мотивам аттракциона из парка развлечений Диснея, заработала в прокате уже пару миллиардов долларов и намерена вытянуть из зрителей еще столько же. Сын пирата, его невеста и капитан пиратского корабля плывут за границы карты морей, в далекий Сингапур, за помощью для спасения Джонни Деппа. Тем временем золотой век карибских пиратов на исходе: армада, подчиняющаяся Ост-Индской компании, во главе с «Летучим голландцем» и его дьявольским капитаном Дэви Джонсом (Найи), без суда и следствия уничтожает всех морских разбойников, которые встречаются им на пути. В любом случае все кончится хорошо, а финал будет открытым: уже запланирована новая серия. Тот самый случай, когда размер бюджета фильма начинает влиять на его сюжет: желая оптимизировать расходы, продюсеры «Пиратов» уже заявили об упразднении в следующей части роли Орландо Блума, играющего жениха Киры Найтли. В прокате с 24 мая.
«ДЬЯВОЛ И ДАНИЭЛ УЭБСТЕР»
(THE DEVIL AND DANIEL WEBSTER)
Комедия. Режиссер: Алек Болдуин. В ролях: Энтони Хопкинс, Алек Болдуин, Дженнифер Лав Хьюитт.
Сатира про всемогущих адвокатов и безграничную силу решения суда присяжных. История о газетном репортере, продавшем душу дьяволу в обмен на известность, удачные сенсационные истории, интервью со звездами и богатство — гонорары по 1000 долларов за 1000 знаков: столько даже Пушкину не платили. В последний момент журналист решает пойти на попятную и все переиграть. Чтобы расторгнуть бессчетную сделку, он обращается в лучшую адвокатскую контору Нью-Йорка. В роли дьявола — женщина, Дженнифер Лав Хьюитт. Ремейк фильма 40-х годов. В прокате с 17 мая.
«ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВРАГ В ОТРАЖЕНИИ»
(SPIDERMAN 3)
Боевик, фантастика. Режиссер: Сэм Рэйми. В ролях: Тоби Магуайр, Кирстен Данст и др.
Цирк продолжается! И снова на экране — мужчины в трико! Человек-паук противостоит сразу нескольким злодеям! Враг номер один: Песчаный Человек — уголовник-рецидивист, сбежавший из тюрьмы и переживший несчастный случай. Враг номер два: Зеленый Гоблин — сумасшедший молодой богатый владелец крупного промышленного холдинга, желающий отомстить за смерть отца. И, наконец, смертельный аттракцион: поединок с самим собой! Враг номер три: Человек-паук, в котором начинает брать вверх темная сторона — некто Веном. Также вы увидите неповторимое искусство эквилибристики, заслуживающее аплодисментов менеджеров среднего и младшего звена: Питер Паркер, альтер эго Человека-паука, восстанавливает баланс между работой и личной жизнью. Самый успешный в истории кино сумасшедший дом, сделанный по комиксам: 1,6 млрд долларов кассовых сборов только за первые два фильма. В прокате с 4 мая.
«РОКОВОЕ ЧИСЛО 23»
(THE NUMBER 23)
Мистический триллер. Режиссер: Джоэл Шумахер.
В ролях: Джим Керри.
Сотруднику службы по отлову бездомных животных дарят на день рождения самиздатовскую рукопись загадочного романа «Номер 23». Герой Джима Керри начинает читать книгу и обнаруживает, что события, описанные в ней, повторяются в его собственной реальной жизни. Роман рассказывает о жутком убийстве, которое должно произойти в конце книги. Герой фильма приходит к выводу, что ему, как и персонажу книги, тоже суждено совершить убийство, и начинает сходить с ума. Ему кажется, что изменить будущее он сможет, только раскрыв тайну числа «23», под странную власть которого он попадает: оно начинает ему мерещиться повсюду. В прокате с 31 мая.
«ШРЕК ТРЕТИЙ»
(SHREK THE THIRD)
Анимация, комедия. Режиссеры: Крис Миллер, Раман Хуи.
Актуальное политическое кино! Злая сатира на российскую действительность! Комедия про третий срок и поиски преемника! Шрек в ужасе: ему придется занять трон правителя Тридевятого королевства после смерти короля, отца принцессы Фионы, который находится на смертном одре. Перспектива его совсем не радует: ему хочется вернуться в родное болото. Собрав привычную компанию (Кота и Осла), зеленый гоблин отправляется на поиски законного наследника — кузена Фионы Арти, чтобы сделать из него достойного преемника. Арти, более известный за пределами этой сказки как король Артур, ведет себя как сельский дурачок и на преемника совсем не тянет… Тем временем город штурмует толпа несогласных сказочных героев под руководством принца Чарминга… В прокате с 18 мая.
«МИСТИФИКАЦИЯ»
(THE HOAX)
Комедия. Режиссер: Лассе Хальстрем. В ролях: Ричард Гир, Альфред Молина.
История одной из самых грандиозных авантюр в современной литературе, произошедшей в 70-х. Талантливый, но малоуспешный писатель Ирвинг заявил, что скандально известный авиаконструктор, нефтяной магнат и голливудский продюсер Говард Хьюз (см. Фильм «Авиатор») предложил ему написать свою «авторизированную биографию». Поскольку затворник Хьюз из-за своих неврозов игнорировал даже повестки в суд, раскрыть обман писателя, который потребовал у издательства за эту биографию миллион долларов, было сложно. К мистификации Клиффорд подготовился основательно: написал от имени Хьюза несколько писем, подделав почерк по автографу, и собрал множество конфиденциальных материалов, чтобы книга выглядела убедительно. Обман обнаружился лишь тогда, когда труд уже был напечатан. В итоге Ирвин отсидел 14 месяцев и вынужден был вернуть издателям большую часть гонорара. В прокате с 31 мая.
«КАПИТАН АЛАТРИСТЕ»
(ALATRISTE)
Приключенческий боевик. Режиссер: Агустин Диас Янес. В ролях: Вигго Мортенсен.
Экранизация серии романов испанского писателя Переса-Реверте о приключениях в Испании XVII века бравого наемника Диего Алатристе, которого играет Вигго Мортенсен, заслуженный Арагорн мирового кинопроката. Ингредиенты, собственно, следующие: слабый и подверженный чужому влиянию монарх, развращенные придворные, которые с легкостью им манипулируют, коварный влиятельный граф, заправляющий всеми делами государства, великая империя, которая движется к своему закату, герой, не способный отступить от законов жанра и спасающий честь короны, идет против всех. Александр Дюма нервно курит и тяжело икает: его творческое наследие использовано по полной программе. Всего цикл «Капитан Алатристе» содержит десять книг. Трепещите: книжные маркетологи уже объявили о начале «алатристемании». В прокате с 10 мая.
«ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ»
(INLAND EMPIRE)
Мистика. Режиссер: Дэвид Линч. В ролях: Джереми Айронс.
Кино, в сюжете которого разобраться невозможно, да и бессмысленно: его снял режиссер, который, кажется, ненавидит зрителей, — Дэвид Линч. Главная героиня, актриса, по мере съемок в каком-то странном фильме перестает понимать, где кончается реальность и начинается кино. Персонажи постепенно вытесняют личности актеров, которые их играют, сами актеры начинают общаться между собой с помощью реплик героев, причем по-польски, пространство и время искривляются. Как сказал один кинокритик, если раньше режиссер пробовал на ощупь границы реального, то «Империя» эти границы отменила вовсе. В прокате с 3 мая.
«ПЕРСОНАЖ»
STRANGER THAN FICTION)
Комедийная мелодрама. Режиссер: Марк Форстер. В ролях: Уилл Феррелл, Мэгги Гилленхаал, Дастин Хоффман, Куин Латифа, Эмма Томпсон.
Кино для студенток первого курса филфака. Современная американская писательница пишет роман о некоем Гарольде Крике. В это самое время человек по имени Гарольд Крик, который живет скучной заурядной жизнью среднего класса, начинает слышать женский голос, рассказывающий о том, что и как ему следует делать. Жизнь Крика преображается, он начинает общаться с коллегами и ухаживать за женщинами. Тем временем писательница, не подозревая, что ее персонаж абсолютно реален, принимает решение завершить роман его смертью. Гарольд мучается и не хочет умирать, писательница мучается и не может придумать для него подходящую смерть, наблюдая их мучения, мучается и зритель. Пока наконец в конфликт не вмешивается опытный литературовед в исполнении Дастина Хоффмана. В прокате с 24 мая.