От: Мария Перепада, студентка МГУ
Элитой общества должны стать госслужащие, постановил международный симпозиум, организованный Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». Где брать и как воспитывать людей, которые будут хотеть работать на страну и смогут стать настоящей элитой общества?
Заместитель руководителя Администрации Президента — помощник Президента РФ Владислав Сурков на симпозиуме подчеркнул необходимость «говорить об элите в широком смысле, в науке, технике, искусстве, чтобы людей, которые поступают в престижные вузы, готовили для разных сфер общественной жизни». По-настоящему элитное образование должно быть широким — с этим согласились большинство участников симпозиума. Однако легко сказать. «В науке потеряна широта взглядов, и это свойственно не только России», — отметил Валерий Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт». Как решить эту проблему? Андрей Кокошин, декан факультета мировой политики МГУ, считает, что выпускнику естественно-научного или технического факультета есть смысл «поступить в магистратуру на гуманитарный факультет, с тем чтобы получить по-настоящему широко образованного специалиста». При таком раскладе образование госслужащих не будет чисто техническим или гуманитарным, специалист не получится узким и подобным флюсу — может быть, это и будет важным внешним признаком его элитности.
Второй вопрос: где обустроить эти теплицы элитарности и как вести селекционную работу?
Элиту нужно воспитывать в элитных вузах, скажут одни. Под «одними» подразумеваются англичане со своей системой учебных заведений «для избранных» и идейно к ним примкнувший Илья Дементьев, проректор по учебной работе СПбГУ. Но, по его словам, есть небольшая неувязка «в формате подготовки элитных университетов». Опыт Итона, Оксфорда и Кембриджа, изначально ориентированных на подготовку элитарных кадров для государственной службы, вряд ли подойдет российской системе образования. Такой путь — путь создания чисто династической элиты — требует как минимум смены нескольких поколений, даже если назначить производителей элиты прямо на симпозиуме.
Намного больше сторонников получила республиканская концепция элитного образования. Французская модель предполагает отбор лучших учащихся, независимо от того, выходцами из каких слоев общества они являются. Избранные продолжают учебу в специальных учебных заведениях. Такой подход распространен в большинстве стран Евросоюза и уже пустил корни в России. На симпозиуме Владимир Нечаев, ректор Национального института «Высшая школа управления», рассказал о схеме конкурсного отбора перспективной молодежи в вузе. Из слушателей системы дополнительного образования отбирают инициативных и желающих послужить стране лидеров, а институт дает им возможность продолжить обучение. Таким образом, элитное образование получают лучшие.
Особого третьего пути России в формировании госэлиты симпозиум не провозгласил.