Прошедший век избаловал современного человека. Одно из немаловажных мест в перечне удобств занимает туалетная бумага. Но если имена героев, которые изобрели аспирин и электролампочку, давным-давно овеяны славой, то всеобщая история туалетной бумаги почему-то до сих пор не написана.
Isn’t it a pity?..
История этих мягких рулончиков уходит своими корнями аж во II век нашей эры, когда их впервые изготовили в Китае из шелка-сырца. В древнем Риме все общественные туалеты были оснащены палкой с приделанной к ней губкой, которая всегда находилась в соленой воде. Трудно себе представить, во что она превращалась к вечеру… Но всех превзошло население колониальной Америки. Эти любители острых ощущений предпочитали… початки кукурузы. Каким образом они ими пользовались, история умалчивает.
А вот жители Индии и некоторых азиатских стран до сих пор уверены, что подмываться пальцем или ладонью (причем обязательно левой руки) гораздо гигиеничнее. На Аравийском полуострове использование туалетной бумаги считают отвратительной привычкой, потому что после ее применения пятая точка остается «нечистой».
Когда в XVIII веке стали общедоступными ежедневные газеты, народ принялся использовать их. (Слава Гуттенбергу, который изобрел печатный пресс!) В XIX веке в сельской Америке был особо популярен торговый каталог Sears. Люди просто вешали его на гвоздик в сортире, и у них получалось 100 страниц бесплатной мягкой туалетной бумаги. Впрочем, кукурузные кочерыжки прочно держались на втором месте… А вот в 1930-х каталог потерял популярность: его стали печатать на блестящей плотной бумаге, и в редакцию посыпались жалобы, ведь глянцевые страницы не доставляли особого удовольствия при традиционном использовании.
В России производство бумаги началось в XVII веке при царе Алексее Михайловиче, но санитарное применение она нашла только через сто лет, в период бурного развития бумажной промышленности.
Первую настоящую туалетную бумагу стали производить в Англии в 1880 году. Эта бумага была очень грубой — именно такую британцы предпочитают и сейчас. Любителям мягкости пришлось ждать аж до 1907 года, когда соответствующий товар появился на рынке.
В начале прошлого века Скотт Пэйпер, додумавшийся выпускать бумагу в рулонах, так стыдился своего товара, что решил не ставить на нем имя собственной фирмы. А предприниматель Ханс Кленк не страдал от чрезмерной стыдливости. Руководствуясь расхожим мнением «Что естественно, то не безобразно», он начал гордо печатать на каждом рулончике название своей фирмы, состоящее из букв его собственного имени — Hakle.
Сегодня производство туалетной бумаги — это бизнес с оборотом $ 2,4 млрд в год. Некоторые фирмы-производители умудряются даже устанавливать специальные микрофоны в общественных туалетах, дабы услышать похвалу или критику в адрес своего продукта. Жители больших городов! Будьте осторожны в местах общественного пользования — за вами наблюдают! Сплошной тоталитаризм и никакой свободы…
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
— Потом я еще подтирался, — продолжал Гаргантюа, — головной повязкой, думкой, туфлей, охотничьей сумкой, корзинкой, но все это была, доложу я вам, прескверная подтирка! Наконец шляпами. Надобно вам знать, что есть шляпы гладкие, есть шерстистые, есть ворсистые, есть шелковистые, есть атласистые. Лучше других шерстистые — кишечные извержения отлично ими отчищаются. Подтирался я еще курицей, петухом, цыпленком, телячьей шкурой, зайцем, голубем, бакланом, адвокатским метком, капюшоном, чепцом, чучелом птицы. В заключение, однако ж, я должен сказать следующее: лучшая в мире подтирка — это пушистый гусенок, уверяю вас, — только когда вы просовываете его себе между ног, то держите его за голову. Вашему отверстию в это время бывает необыкновенно приятно, во-первых, потому, что пух у гусенка нежный, а во-вторых, потому, что сам гусенок тепленький, и это тепло через задний проход и кишечник без труда проникает в область сердца и мозга. И напрасно вы думаете, будто всем своим блаженством в Елисейских полях герои и полубоги обязаны асфоделям, амброзии и нектару, как тут у нас болтают старухи. По-моему, все дело в том, что они подтираются гусятами, и таково мнение ученейшего Иоанна Скотта.
Франсуа Рабле.
«Гаргантюа и Пантагрюэль»