Российский государственный социальный университет: 12 факультетов, 61 кафедра, 70 филиалов, 100 000 студентов.
А теперь, внимание, фокус! Большой государственный вуз превращается в маленький коммерческий. Секрет прост:
1. Ректорат направляет в вышестоящую инстанцию смету расходов университета на 2005 год.
2. В связи с ликвидацией Минтруда России, университет переходит в ведение Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, возглавляемое Михаилом Зурабовым.
3. Новые начальники уведомляют университет: смета расходов из федерального бюджета на 2005 год будет меньше запланированной в 2,5 раза.
4. Вуз на грани коллапса: студенты-бюджетники рискуют остаться без диплома, преподаватели и сотрудники – без заработной платы.
5. Университет вынужден искать средства самостоятельно: число «платных» студентов растет, вузовские территории сдаются в аренду.
6. Количество абитуриентов резко сокращается. Одни преподаватели увольняются, другие работают на полставки при 50-процентной занятости.
7. Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию признает вуз неперспективным и окончательно отдает его на откуп «коммерческого обучения».
В нашей «схеме волшебного превращения» РГСУ пока дошел до пункта «4». И, похоже, доберется до финала, поскольку попытки сопротивления опять же «волшебным» образом сходят на нет. Судите сами: руководство университета принимает решение провести митинги и пикеты с участием 40 тысяч сотрудников РГСУ, московских и региональных студентов. В назначенный день и час митинги и пикеты отменяются. Профком и студсовет бьют в колокола, но что толку? Инициатива РГСУ решить вопрос мирным путем, похоже, не находит «джентльменского» понимания наверху. Ведомство Михаила Зурабова проводит последовательную политику социальных реформ. «Волшебство и фокусы» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию очень просто могут привести к тому, что именно социальное развитие в стране остановится. Потому что РГСУ – единственный вуз в России, готовящий специалистов для работы в социальной сфере. Именно их очень скоро нам будет не хватать: платить за обучение профессии соцработника никто не будет. На платные факультеты иностранных языков или на юрфак пойдут, на платные факультеты социальной работы, педагогики и психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий – нет. В результате, РГСУ выживет. Только это будет уже не социальный университет. Его назовут как-нибудь по-другому.