Девятичасовой спектакль британского драматург Тома Стоппарда «Берег утопии» добрался до России. Раньше его терпели только в Королевском национальном театре (Лондон) и Линкольн-центре (Нью-Йорк). Теперь, кажется, спектакль обрел свою родину. Все три части — «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» (по сути три самостоятельных спектакля) — можно увидеть в один день в Российском академическом молодежном театре. Продолжительность повторюсь, девять часов. Репетиции начались два год назад. Чтобы оценить актеров и дать свои советы, в Москву неоднократно приезжал сам Том Стоппард.
На сцене нет кораблей и берегов, нет заморских стран и путешествий. «Берег утопии» — это взгляд на Росси 30-60-х годов XIX века с «другого берега», из Европы. Только смотрят на нее не педантичные немцы и не англичане за чашкой пятичасового чая, а русские философы, историки и литераторы, находящиеся в вынужден ной эмиграции. Они известны нам лишь по школьным учебникам и университетским лекциям. Но, оказывается, они не только писали книги, критиковали «Критик чистого разума» Канта и мечтали о революции. Они любили женщин, рожали детей, теряли друзей… На слово веришь режиссеру спектакля Алексею Бородину и принимаешь характеры и образ мыслей «нарисованных» героев. Оказывается, Виссарион Белинский, неожиданно для своего времени, не знает ни одного иностранного языка, Николай Огарев без памяти влюблен в проститутку. Александр Герцен потерял жену и глухонемого сына при кораблекрушении. Михаил Бакунин, не сломленных многолетним тюремным заключением, болен революцией до конца жизни. Иван Тургенев — идеальная копия человека с фотографии из школьной хрестоматии по литературе. За девять часов спектакля герои проживаю 35 лет. Это история России в судьбах живых людей, не идеализированных и не «прилизанных» цензурой.
Чувствуется, какую ломку «уроссиянивания» пережил спектакль. На сцене, так же как и в XIX веке, борется западное с русским. Поток иностранных слов прерывает истинно русский многоголосный хор, среди разодетых в европейские платья философов вдруг появляется славянофил Константин Аксаков — после его монолога самобытности и неповторимости русского пути зал аплодирует несколько минут. Свое слово сказал даже Карл Маркс. Жаль, что время Владимира Ленина еще не пришло — он бы хорошо вписался в компанию революционеров духа, в своих традиционных кепке и жилетке.
«Берег утопии» — это научно-популярный роман, читая который нельзя прерваться ни на секунду, потому что смысл упустишь. Удивительно, что написал его не еще один великий русский писатель, а постмодернист, да к тому же и англичанин. Нет, видимо, для Европы не все еще потеряно…