Недавно прошел дождь, погода была нелетной. Могучие стальные гиганты стояли на земле, понурив лопасти винтов и опустив крылья. В небе полыхнуло ядерным взрывом закатного солнца, я перепрыгнул через невысокий забор. Там меня ожидал один из самых завораживающих объектов, что могут встретиться на пути сталкера — кладбище военной авиации.
Говорят, что вертолеты — это души взорванных танков. Если это так, то я попал в танковую Валгаллу. Маленькие и большие, боевые и транспортные — каких только вертолетов здесь не было! Вроде бы многие из этих моделей до сих пор состоят на службе в Военно-воздушных силах России... Но тогда почему эти здесь? Черными дырами зияют места, где были установлены мощные пулеметы системы «Вулкан». Огромный транспортник, заслоняющий солнце, поражает своими размерами. Рядом с ним ощущаешь себя мелким насекомым.
А вот самолеты. Уникальный экземпляр: истребитель-малютка, этот самолет специально разработан для базирования на авианесущих крейсерах. Крылья способны складываться и прижиматься к бортам, когда самолет совершает посадку, чтобы экономить место на палубе-аэродроме. А это самолет времен Второй мировой войны, в хвостовой части расположена застекленная кабина-турель с двумя пулеметами. Я ни разу не встречал такой конструкции у советских самолетов. И опять: будто заблудившиеся среди «антиквариата» вполне новые МИГи. А ведь эти истребители превосходят любые зарубежные аналоги...
Как все это богатство оказалось на пустыре на севере столицы? Самолеты заброшены, нет ни навесов, ни укрытий, низкий забор не помеха вандалам. Двое охранников предпочитают не вылезать из своей «конуры», где тепло и сухо. На мои вопросы отвечают с охотой, хотя я здесь чужак (возможно даже шпион). Оказывается, раньше на этом месте располагалась военная часть с аэродромом. Но Москва расширялась, строились новые районы, вблизи от военной части поселились люди. Секретный аэродром было решено упразднить, а огромный высвободившийся пустырь использовать под временную стоянку авиатехники с тем условием, чтобы «в будущем» устроить музей. В середине 90-х годов сюда свезли большую часть современной авиации и стали ждать «будущего».
Ждут до сих пор. Территория пустыря постепенно распродается, застраивается многоэтажными домами. Заброшенная взлетно-посадочная полоса облюбована стрит-рейсерами и роллерами...
Символ эпохи. Два помятых мужичка сторожат военную мощь державы. Н-да.
МОГЛО БЫТЬ И ЛУЧШЕ
Помимо десятков безымянных свалок в России существуют и несколько «действующих» музейных комплексов военной техники.
• Поклонная гора. Военно-исторический выставочный комплекс в Москве. Здесь собрана разнообразная военная техника от Великой Отечественной до афганской войн. Вся техника, экспонируемая здесь, побывала в реальных боях.
• Кубинка. Подмосковный музейно-выставочный комплекс танков и бронетехники. На огромном подмосковном полигоне собраны тысячи единиц техники ХХ века. Есть здесь и уникальные экземпляры. Например, самый большой немецкий танк Второй мировой войны Maus («Мышь») высотой в три человеческих роста или первые танки времен Первой мировой, больше похожие на гигантские консервные банки. Время от времени на территории музейного комплекса в Кубинке устраиваются инсценированные баталии с участием выставляющейся техники.
• Монино. Музейно-выставочный комплекс военной и гражданской авиации в подмосковном городке Монино широко известен не только своей уникальной коллекцией техники, но и благодаря ежегодно проходящим здесь праздникам авиации. Пока действующий...
Вашу статью больно читать. Вы показали себя безграмотным человеком в данном вопросе. Становится страшно. Чему же в Вашей газете можно верить?