«Девятая рота»
Главной премьерой месяца стал, что бывает нечасто, фильм отечественный. Федор Бондарчук снял фильм про судьбу знаменитой советской девятой роты, в последний год афганской войны вступившей в неравный бой с наемниками тогда еще никому не известного Усамы Бен Ладена. Истребить будущую «Аль-Каиду» в зародыше нашим войскам тогда не позволили. Был дан приказ о выводе войск, а про отважно сражавшихся за стратегически важную высоту солдат-первогодок просто забыли. Фильм снят за год: сначала в Красноярске, потом в Крымских горах, и, наконец, в Узбекистане. 300 человек личного состава, 20 танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты, системы залпового огня «Град», около 30 единиц автомобильной техники, вертолеты и самолеты – батальных сцен подобного масштаба у нас не снимали, по словам Федора Бондарчука, уже лет 20.
«Дитя»
Бельгийские режиссеры Жан Пьер и Люк Дарденны получили за этот фильм Золотую пальмовую ветвь последнего Каннского фестиваля, что само по себе ставит эту венценосную работу в разряд обязательных для просмотра. Только – ни в коем случае не для семейного. История молодого французского пофигиста, продавшего своего новорожденного сынка бездетным богачам, а потом пытающегося любой ценой вернуть ребенка, способна выдавить слезы разве что у сентиментальных европейских критиков. Потому что рядовому зрителю, у которого своих проблем хватает, главного героя (в итоге не только теряющего любимую и сына, но и попадающего за решетку) ни разу не жалко. Получил ведь по заслугам. Снятый за три копейки, «шедевр нового реализма» и реалистичностью-то особо не отличается.
«Братья Гримм»
Фильм «Братья Гримм» культового режиссера Терри Гиллиама несколько разочаровал не только поклонников маэстро, но и массового зрителя. И детей на него тоже лучше не водить. Еще бы – знаменитые немецкие сказочники выступают тут в роли аферистов, обманывающих темных деревенских жителей. Сначала напугают их ведьмами и троллями, а потом злую нечисть доблестно «изгоняют». Более или менее интересно становится лишь тогда, когда братьев-мошенников бросают на бой со злом истинным и отправляют в таинственный лес, где пропадают маленькие девочки. Неверящие в колдовство и магию горе-следователи долго протирают пенсне, прежде чем поверить, что оборотни, кони-людоеды и огромные пряничные человечки – не чей-то обман, а реальность. Интересно-то интересно, только вот все это мы где-то уже видели.
«Нокдаун»
Австралиец Рассел Кроу попытался привлечь внимание к своему новом фильму «Нокдаун» совсем уж изощренным способом. За пару недель до выхода картины в прокат, устроил скандал в нью-йоркском отеле. Взял да залепил телефонным аппаратом в физиономию портье. Бедняге пришлось накладывать швы. Кроу едва не оказался за решеткой. Скандал не помог, в американском прокате «Нокдаун» все равно провалился. Зато у нас фильм сопровождает успех: уважают в России и самого «Гладиатора», и исполнительницу главной женской роли Рене Зельвеггер. А фильмы про тяжелую судьбу боксеров-неудачников, которые ко всеобщему удивлению становятся чемпионами, у нас любят еще со времен «Роки» дедушки Сильвестра Сталлоне.
Киношок-2005: триумф грузин
В то время как все главные звезды мирового кино съехались на фестиваль в Венецию, в Сочи прошел фестиваль отечественный – «Киношок». Состоявшийся под руководством Виктора Мережко, «Киношок» в последние годы изрядно расширился: теперь тут целых пять конкурсных программ, включая «Шорт-шок» (короткометражки) и «Киномалышок» (детские фильмы). Еще одна тенденция – на фестиваль привозят все меньше российских фильмов. Избалованные вниманием МКФ и главных западных кинофестивалей наши ведущие режиссеры неохотно «отдают» свои фильмы на менее статусные конкурсы вроде «Киношока». Правили бал в Сочи режиссеры из стран СНГ и Балтии. Им и достались почти все награды. Главный приз получила картина грузинского режиссера Левана Тутберидзе «Прогулка в Карабах», повествующая о гражданской войне в Грузии начала 90-х годов прошлого века. Главный герой картины, грузинский юноша Гио, бежит из республики в поисках своей любимой девушки Яны. В итоге попадает в Карабах, где выясняют отношения армяне и азербайджанцы, и попадает в плен. Словом, полный кавказский набор получается. Критики похвалили фильм за реализм.
Приз за лучшую режиссуру большое жюри также отдало грузинской делегации. Леван Закарейшвили был отмечен наградой за картину «Тбилиси, Тбилиси», которая претендовала и на главный приз фестиваля. В номинации «Лучший сценарий» победу одержали узбеки. Жюри очень понравился фильм «Девичий пастух» Юсупа Разыкова, который, кстати, выступил в этой работе еще и режиссером. Лучшей актрисой признали эстонку Марью Якобсон за роль в эстонском же фильме «Магазин мечты». Россия в итоге взяла лишь награду за лучшую мужскую роль (Денис Касымов, «Мифы моего детства»).