Стол, табуретки, старый диван. На столе – она, родимая, помидоры, курица, полная окурков пепельница. Около трех часов ночи.
— Леша, ты, когда задумывал писать роман, решил унизить столицу?
— Нет, так получилось… И вообще, давай разведем москвичей и московитов. Москвичи — добрые и щедрые люди. А московиты — это носители пиксельного сознания. Таких очень много в столице, но и в провинции хватает.
— Пиксельное сознание? Это как глаза стрекозы, которые состоят из тысяч ячеек?
— Ничего подобного. Стрекоза видит объемно. А человек–пиксель плоско. Мыслит ярлыками, комиксами. Московитам лень задумываться о людях, явлениях, вещах. Появился новый человек или факт – они впихивают его в готовую схему, а все, что не входит, — обрезают. Провинциальное сознание со всеми его комплексами, склонностью к самолюбованию и самобичеванию все же воспринимает мир, не нарушая причинно-следственной связи. Московитам же нужен ярлык: если правильно одет — друг, если не хочет переехать в столицу — невменяемый идиот. (Иванов произносит долгую непечатную тираду в адрес очень уважаемого журнала, который напечатал о нем статью. В статье Иванов предстает героем, который иногда отрывается от хождения по тайге, чтобы написать книгу).
Успокоились ей, родимой. Закурили.
— Ты кушай-кушай… Я для чего готовил? Что так злиться-то?
— Пойми, пиксельное сознание порождает пиксельные отношения. Следующий роман, который я хочу написать, будет называться "Блуда и Мудо". Мудо — это Муниципальное учреждение дошкольного образования. Дом пионеров по-старому. Главный герой — его фамилия Моржов — работает Чичиковым, торгует мертвыми душами. Это разные справки и сертификаты, которые он достает для детей. При этом самих детей нет, но эффективность работы Мудо оценивают по количеству выданных сертификатов. Для того чтобы производить впечатление, у Моржова есть визитка, чтобы заниматься сексом — виагра, чтобы иметь мнение — телевизор. Этого хватает, чтобы процветать. Вот типичный московит, хоть и в провинции, который оценивает окружающих по набору ярлыков — сертификатов. Понятно, что в набор сертификатов входит одежда, машина, дом и прочий набор. И такие Моржовы побеждают.
— Леша, с твоими книгами происходят удивительные вещи. Действие в них происходит в тех местах, о которых большинство читателей имеют очень смутное представление. Пермская тайга XVII–XVIII века, непонятные народы — вогулы, коми-пермяки, непонятная для всей России горнозаводская культура. И вдруг такой успех в Москве, где большинство жителей не могут отличить Урал от Сибири. Ты себе это как объясняешь?
— Москва ревнует. Как ни грустно, пресловутый российский читатель — это москвич. И он привык, что действие едва ли не всех книг происходит в столице. Ну или за границей. По сути, из того, что существует за Садовым кольцом, народ знает только Сочи и что есть еще Владивосток. И вдруг открывает для себя мир, где совсем другие правила, свои деньги, правители и представления о чести. И мир этот находится всего лишь в 20 часах езды на поезде.
— Вот Ден Браун в «Коде да Винчи» придумывает свой вариант истории. Делает ее непредсказуемой..
— Да, я в какой-то степени использовал похожий прием. В «Коде да Винчи» автор выдвигает предположение, что на самом деле Иисус Христос и Мария Магдалина поженились, нарожали детей и их потомки живут и сейчас. И в форме детектива преподносит эту идею читателям. А я придумал восьмое таинство. ( Речь о книге «Золото бунта, или Вниз по реке теснин». — «Rе:Акция») В православии их всего семь — крещение, венчание, отпевание… Ну, те моменты, в которые высшая сила воздействует на человека через проводника — священника. Неважно, какой священник, умный или развратный, в данном случае он – проводник. Мое восьмое таинство — изъятие души. Душа лежит где-то на консервации, а человек живет сам по себе. Он может убить, ограбить, все что угодно сделать — и оставаться безгрешен. Это сделало тело. У вогулов (народ, населявший территорию приполярного Урала. На данный момент представителей этой национальности не более 3 тысяч. – «Re:Акция») человек без души назывался Хумляльт.
— Ты намекаешь, что многое в Российской истории, бессмысленные и беспощадные бунты...
— О некоторых вещах говорить нельзя. Нельзя, и все.
Кто этот человек?
Алексей Иванов, родился и живет в Перми. Закончил факультет искусствоведения Уральского университета ( Екатеринбург). Автор книг «Географ глобус пропил», «Сердце Пармы», «Золото бунта…». Трижды номинировался на премию «Национальный бестселлер», лауреат многочисленных литературных премий.
«Киногеничность» романов Алексея Иванова оценили и режиссеры. По книге «Географ глобус пропил» снимается сериал, а по роману «Сердце Пармы» двухсерийный фильм. Режиссер – Алексей Сидоров ( «Бригада»)