Примерить на себя образ благовоспитанной mademoiselle — весьма занимательная забава. По сравнению с современной девушкой благовоспитанная mademoiselle имеет ряд преимуществ, которыми сам бог велел воспользоваться на балу.
Томные взгляды и откровенное кокетство с приглянувшимся незнакомым кавалером не порицаются — поймав призывный взгляд благородной девицы, кавалер всенепременно пригласит ее на тур вальса. Благовоспитанная mademoiselle постоянно ощущает себя прекрасной, мужчины ведут себя с ней галантно, оказывают всяческие знаки внимания, смотрят на нее полными восхищения глазами, целуют руку и таинственно улыбаются, осыпая комплиментами. Ах, господа, кабы вы знали, как это приятно!
У кавалеров свои причины посещать балы. Где же еще, как не на балу, они получают возможность обнимать малознакомую барышню за талию, не опасаясь получить звонкую оплеуху? Можно склониться к девушке и без страха быть неправильно понятым прошептать ей на ухо: «Жду вас в углу за правой колонной». Возможно, прекрасная незнакомка и не придет на назначенную встречу, но она не осерчает и не станет грубо отказывать, лишь взмахнет веером и интригующе улыбнется.
На балах нет места склокам, сквернословию, хмурым лицам да и проблемам вообще. Выражаясь языком современности, там все «на позитиве». То, что бальное платье или сюртук накладывают массу обязательств, не давая ничего взамен, — нелепое заблуждение. Они дают, пожалуй, больше свободы, чем джинсы и кеды.
Так-то, господа.
1. ЧТО СКРЫВАЕТ ПЛАТЬЕ
Платье — это всего лишь вершина айсберга, под ним можно обнаружить еще много всего.
Во-первых, дезабилье.
Корсет — это такое орудие для пытки красотой. Хочешь быть красивой — шнуруй и тяни, даже если талия меньше 60 см — все равно утягивай. Грамотно сшитый корсет может утянуть до 20 см. Дышать, правда, уже не получается, а про «пить» и «есть» можно вообще забыть, зато красиво.
Нижние юбки — они способствуют тому, чтобы платье волнующе колыхалось и шуршало.
Панталоны — мода видоизменяла эту деталь туалета со всей присущей ей извращенностью, они удлинялись, укорачивались, обрастали кружевами, облегали, драпировали, становились стрингами.
Во-вторых, само платье.
Лиф — тут уже без вольностей, платье должно соответствовать выбранному стилю и эпохе. Мода любого времени строго регламентирует вырезы, крой, ткани и элементы отделки. Во все века костюм много говорил о его владелице: так, в средневековой Ирландии зеленые рукава платья считались отличительной особенностью девушек «облегченной морали», а в «готичной» Германии по длине шлейфа можно было отличить принцессу от герцогини. Чтобы избежать роковых погрешностей, можно воспользоваться «Энциклопедией по истории костюма» Н.М. Мерцаловой или найти соответствующую информацию в Интернете.
Юбка — она проста только с виду. Передвижение в бальном платье — это особое искусство: требуется вовремя подобрать юбки для шага или реверанса, не говоря о такой фигуре высшего пилотажа, как подъем по лестнице. В танцах длинный шлейф просто перебрасывается через руку или крепится к кисти специально нашитой петлей. Надевая платье со шлейфом, даме надо помнить, что прежде чем сойти с места, следует посмотреть, не стоит ли кто на нем.
Бальные туфельки. Тут у каждого века запросы свои. Ботиночки с загнутыми носами — к платью с «адскими окнами» (глубокими вырезами по бокам платья), атласные туфли-балетки — к стилю ампир. Но для танцев на паркете удобнее всего взять танцевальные туфли. Их лучше всего заказать в мастерской, купить в театральном магазине или найти через Интернет. И не забыть канифоль на подошвы!
Теперь можно только удивляться, как при всем этом девушка на балу умудрялась остаться томной, изящной, воздушной и нежной.
2. ГАЛАНТНЫЙ КАВАЛЕР: ГДЕ ДАЮТ?
Для того чтобы обычный мужчина сгодился в кавалеры для бала, его следует обучить танцам, затем отшлифовать эту науку до совершенства, и мы получим прекрасную заготовку.
Потом кавалер должен разобраться в галантном этикете и научиться его применять к даме (желательно не только к своей).
Далее кавалеру принудительно расширяется кругозор: отныне в него должны входить классическая литература, живопись, музыка, а также шутки и афоризмы. (Современные модели могут также цитировать Шекспира и Петрарку.)
Кавалер должен обладать остроумием и чувством юмора, иначе этот зануда может одним видом испортить весь вечер.
В качестве исходного материала неплохи кадеты. Правда, этикету они не знают и, в силу юного возраста, светской беседы поддержать не могут. Но блистают выправкой и эполетами. Проблемы с этикетом есть и у профессионалов современных школ танцев. Зато танцуют они как боги. Но вообще обработке поддается любой среднестатистический менеджер или студент, готовый к трудностям освоения всего вышеперечисленного.
Теперь упаковка. С костюмами для сильной половины человечества все обстоит гораздо проще, чем с женскими. Сюртуки середины и конца XIX века не сильно отличались от современных пиджаков, и если нет денег на пошив сюртука, можно подобрать схожую по крою модель пиджака, поднять воротник рубашки, повязать вместо галстука шелковый платок, и стилизация готова.
К пиджаку и рубашке, конечно же, должны прилагаться брюки и жилет. Еще хорошо бы не забыть про ботинки, так как у мужчин эта деталь туалета находится на виду. Безусловно, обувь должна подходить к костюму, но также она должна быть удобной и подходящей для танцев. Можно пренебречь аутентичностью в пользу танцевальных туфель, потому что все приятные впечатления от лихого гусарского костюма перечеркиваются одним движением подкованного сапога.
А если тюнинговать такого кавалера круглыми часами на цепочке, перстнем и цветком в петлице, то успех среди дам ему обеспечен.
Также допускаются фрачная пара или смокинг. Их несложно взять напрокат.
Готово. Можно использовать.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТАНЦЕВ
Открывает бал торжественный полонез. Пары, словно в праздничном шествии, пересекают зал, чтобы объявить вечер танцев открытым. Пока пары, медленно раскланиваясь, сменяют друг друга, можно внимательно разглядеть всех, кто пришел, улыбнуться знакомым, оценить платья подруг, встретиться взглядом с интересным кавалером.
Следующим танцем должен быть вальс, ведь именно он, когда-то считавшийся крайне фривольным и недопустимым в приличном обществе танцем, сейчас является основным пунктом бального вечера. Вальс — это своеобразная «дегустация» партнеров. Вальсовая мелодия длится обычно 5-7 минут, или несколько туров (танцевать более 3 туров с одной дамой считается крайне неприличным), и партнеры успевают несколько раз сменить пару. Также на первом вальсе барышня может получить предложение танцевать далее тот или иной танец из программы. Если дама отвечает согласием, то этот танец у нее далее считается занятым.
Обязательная часть программы на этом заканчивается, дальше все может идти в произвольном порядке. Обычно когда вечер уже в разгаре, объявляют кадриль — живой, веселый танец со множеством фигур, за нею польки и фигурные вальсы. Почти всегда звучит мазурка или ее гибриды — полька-мазурка или вальс-мазурка.
Завершающий аккорд бала — последний вальс, чтобы пройти тур-другой с лучшим кавалером вечера.
Танцевальные хиты
XVI век: бранль, павана и аллеманда
XVII–XVIII век: менуэт и контрдансы
XIX век: вальс, полонез, мазурка и полька
4. БАЛЬНАЯ КНИЖКА И ДРУГИЕ ШТУЧКИ
Сумочка необходима любой уважающей себя принцессе. Иначе куда можно будет спрятать пудреницу, помаду, бальную книжечку, платок и другие необходимые мелочи?
Веер — это не только климат-контроль, но и возможность использовать «язык веера» (разнообразное положение и махи веера имеют определенные значения: например, чтобы выразить «да», следует приложить веер левой рукой к правой щеке. «Приходите, я буду довольна» — держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки. Главное, вместо «конечно, я танцую!» не взмахнуть «уйди, противный!»).
Перчатки — обязательный аксессуар. Как бы ни было прекрасно платье, дама без перчаток считалась просто неодетой.
Бутоньерка — маленький букетик цветов, который держат в руках. Алые розы — для роковых красавиц, белые — для нежных леди, флердоранж, ландыши — для юных дев.
Бальная книжечка предназначена для записи очереди из кавалеров на танец. Для изготовления служит пригласительный билет с программой танцев. Записи могут выглядеть как, например, на нынешнем балу: «Алексей-который-Бестужев», «Саша:)», «высокий светленький с челкой», «барон К.», «Александр Петрович», «капитан», «Костик», «пригласить Ванечку», «Лев 8-903-ххххххх», «парень в желтом жилете», «сказал стоять при входе» — и имени нет, видимо, кавалер обещал сам найти барышню…
ТОП-БАЛЫ
1. Венский бал в Москве — стоимость билетов от 400 евро
2. Венский бал в Хофбурге (Австрия) — от 150 евро
3. Царский бал в Берлине (Германия) —
около 1000 евро
4. Венецианский карнавал (Италия) — от 50 евро
5. Бал роз в Монако — от 3000 евро
ВСЕ ЗДЕСЬ
• Здесь список мест, где научат мастерству исполнения исторических танцев
http://www.rpg.ru/rpg/3586 и http://entel-edegil.narod.ru/
• Здесь помогут разобраться в бальных костюмах XIX века
http://www.tudorlinks.com/treasury/editorial/index.html
• Здесь научат разговаривать языком веера
http://mystery.tomsk.ru/projects_/Ball/050924/ball_050924_veer.htm
• Здесь помогут приобрести, продать или взять напрокат все необходимое
http://www.kostumer.ru
• Здесь историк моды Александр Васильев расскажет, что с чем надевать
http://www.vassiliev.com.ru/
• Здесь расскажут, как сшить бальный костюм своими руками, и даже выкройки дадут
http://www.season.ru/
http://www.osinka.ru/