То, что произошло в Калуге, можно считать изобретением в общественной жизни, калужским ноу-хау. В этом городе удалось совершить прорыв сразу в нескольких сферах: образовании, культуре, воинской службе. То есть, по сути, изменить все представления о пресловутой молодежной политике. Понятно, что такой опыт нельзя чисто механически перенести в другие города страны. Но можно приспособить. Калужский пример еще раз подтверждает, что главное — это поставить цель, а пути решения найдутся.
От: Вадим Челиков
Когда актеров Калужского драматического театра призвали в армию, сослуживцы долго не могли понять, кем же они работают. Разговор выглядел примерно так: «Ты артист? Тогда спой!» — «Я драматический актер». — «А-а-а… Ну, тогда прикинься!» Пришлось прикидываться. В армии искусство уважают. Причем настолько, что актерам командование даже разрешило играть в театре. Так и служили: днем в театре, ночью — в казарме. Формулу неразрывной связи службы и искусства вывел еще самый первый калужский губернатор, заявив: «Театр — это эполеты губернатора!»
Труппа Калужского театра — почти 50 человек. Причем больше половины — молодежь в возрасте 23-25 лет. И то и другое по нынешним временам величайшая редкость, особенно для театра, находящегося недалеко от Москвы. Ну не возвращаются из столицы выпускники актерских факультетов!
Калужский театр тоже не был исключением и в 1996 году закрылся. Но до этого случилось несколько событий, благодаря которым сейчас в зале не бывает свободных мест.
Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Александр Плетнев в 1996 году искал работу. Обзванивал все крупные театральные города России, но в лучшем случае предлагали работу на подхвате. Денег не было. Тут подвернулась разовая работа: Калуга пригласила поставить один спектакль, гонорар за который обещали выплатить зарплатой в течение нескольких месяцев. Приехал, поставил. Дирекция театра предложила занять кресло главного режиссера. Предложение для вчерашнего выпускника лестное и в театральном мире, в общем, беспрецедентное. Плетнев согласился и, воспользовавшись карт-бланшем, предложил дирекции театра и областным властям совершить еще один беспрецедентный шаг. Открыть в Калуге отделение ГИТИСа. Абсурдная и дорогая идея могла бы вызвать смех начальства. Помог Александр Сергеевич Пушкин. Точнее, его жена, Наталья Гончарова, семья которой владела в Калуге полотняным заводом. И потому калужский театр попал в список объектов, которые подлежали реконструкции в преддверии празднования 200-летия солнца русской поэзии.
Конкурс в ГИТИС в Калуге был невелик, десять человек на место. Это при том, что в Москве в театральные вузы обычно на одно место претендуют сто. Но Калуга набирала только калужан, при этом продолжая ставить смелые эксперименты. Два человека, например, стали студентами, еще будучи школьниками. Так и учились: на первом курсе института и в 11 классе школы. Спешка объяснялась просто — предполагалось, что ГИТИС в Калуге наберет один-единственный курс, который через четыре года вольется в труппу театра. А раз шанс давался всего один, воспользоваться им разрешили всем желающим, независимо от возраста.
Осенью 1996 года 15 студентов начали учебу под руководством московских преподавателей. Педагоги ГИТИСа выехали в Калугу в долгосрочную командировку, им сняли квартиры и гостиницы. Той же осенью театр в Калуге закрылся на ремонт.
Закрытие театра тоже оказалось звеном в цепи счастливых совпадений. Начальство не могло требовать предъявления результата — сцены-то нет. На самих студентов первый год обучения произвел впечатление шока. Шли-то они с надеждой, что начнут играть, а вместо этого преподаватели заставляли заниматься совершенно непонятными вещами. Слушать улицу. Кидать мячик. Одно из занятий вообще всю группу довело до истерики. Преподаватель требовала объяснить, что она делает, движениями изображая приготовление салата. Группа кричала, что она режет салат. Так продолжалось до глубокой ночи. И только тогда открылась истина, что на самом деле она напряженно ждет гостя.
К 200-летию Пушкина театр открылся. Студенты учились на последнем курсе и уже начали играть во второстепенных ролях. Режиссер Александр Плетнев тем временем подбирал репертуар, рассчитанный на большое количество молодых. И еще через год театральная Калуга ахнула, а после ахнули все театральные фестивали. Спектакль «Если любишь — найди!» стал дебютом-удачей. Это такой спектакль-танец, на котором зрители заражались драйвом молодых актеров. Молодое тщеславие, желание показать себя, радость от собственной игры и жажда признания целой группы искупали недостатки опыта и придавали драматическому театру дух театра молодежно-экcпериментального.
А еще через полгода всех парней призвали в армию. Калужские власти схватились за голову. Куча денег в обучение актеров вложена, а театр опять встал. Тогда и было найдено компромиссное решение — ночуют артисты в казармах и днем служат, а вечером играют в театре. Армия тоже внакладе не осталась. Артистическое воинское соединение и в солдатском КВН выиграло, и на прочих конкурсах блистало.
Еще через два года эксперимент с обучением повторили, и теперь в Калужском театре два выпуска ГИТИСа. Причем очень дружных: достаточно сказать, что из 30 человек лишь четверо подались в другие театры.
Мне удалось посмотреть в Калуге спектакль по повести Бориса
Васильева «А завтра была война…». Пьеса о выпускном классе в предвоенные годы. В зале — много молодежи, и было забавно слышать шепот подростков, которые воспринимали сотрудников НКВД, пришедших арестовывать директора завода, за мафиозников. Да, многие реалии того времени канули в прошлое. Но первая любовь, подростковый максимализм, попытки понять свое место во взрослом мире и уничтожить несправедливость этого мира — темы вечные. И от того, что герои такого же возраста, их переживания как раз очень понятны подросткам.
Было заметно, что и заслуженные артисты, которые играют в этом спектакле эпизодические роли, заражаются буйством молодой энергии. Тем самым драйвом.
А еще ко всему прочему Калуга получила свое личное реалити-шоу, которое можно обсуждать и наблюдать не по телевизору. Я про то, что артистов молодых много, симпатии у них возникают, семьи, дети рождаются. Поклонники и поклонницы. А город маленький, потому быстро становится известно, кто кому стихи написал, букет подарил или с кем танцевал в клубе. В общем, появилась жизнь светская. Да, прав был первый калужский губернатор, заявив: «Театр — это эполеты...»