Две тысяча пятый — год блогов. Веселая забава и хобби, которыми блоги были еще год назад, незаметно выросли во что-то большее. Теперь блог — это не онлайновое высказывание личных переживаний, но мощнейший новостной ресурс, огромный сборник энциклопедических знаний и рабочий инструмент. Самый полезный и популярный сервис. Однозначно.
Отличная задумка и хороший пиар, доступность и удобство сделали популярнейший интернет-портал livejournal.com настоящей Меккой для графоманов. В ЖЖ перебирались все — от шестилетних школьников до восьмидесятилетних стариков, от безработных студентов до видных политиков, от безвестных графоманов до популярнейших журналистов. ЖЖ копировали. Иногда — удачно. Но иметь дневник на одном из клонов было непрестижно, при первой возможности владельцы таких блогов с радостью перебирались на оригинальный сайт. Что поделать, мода.
Сейчас иметь собственный ЖЖ немодно. Он есть у всех. Livejournal.com — успешное коммерческое предприятие, стандарт для всего Интернета, сборище представителей всех слоев населения, способных обеспечить себе минимальный выход в мировую сеть. Через ЖЖ ищут работу, знакомятся, устраивают политические акции. Некоторые там живут. На данный момент у самого популярного блога на свете не менее семи миллионов пользователей. Из них как минимум триста тысяч представляют Россию, а четыреста — русскоязычные страны.
Но может так случится, что уже в следующем году все изменится. Что блоги потеряют популярность, и их место займет что-то новое. Что в livejournal.com останутся лишь англоязычные графоманы. И всем будет счастье.
Будет такое? Спросим у ведущих специалистов по Интернету. А если быть точными, то по Рунету. Основные тенденции, главные события, самые заметные персоны — все это перед вами.
Мы задали два простых вопроса людям, чей авторитет в вопросах, касающихся всемирной паутины, не подлежит никакому сомнению:
1. Как вы считаете, что было главным событием Рунета этого года? Кто был «лицом Интернета-2006»? Какие тенденции Рунета вы можете выделить?
2. А что и кто будет дальше? Что случится с Интернетом, и Рунетом в частности?
Антон Носик (dolboeb), журналист, создатель информационного портала NEWSru.com
1. Знаковой сделкой Рунета 2005 года стала продажа Мамбы за 20 миллионов долларов, потому что Мамба не Яндекс и не Рамблер с восьмилетней историей, а проект, у которого от создания до продажи прошло полтора года ровно. Так что Андрей Андреев, автор Мамбы — ведущего российского сайта знакомств.
2. Мы живем в эпоху, когда сервисы теснят контент — и по значимости, и по влиянию, и по доходам. А политика со своими взглядами, как обычно, идет против ветра. Если политика победит, то лицо Рунета будут определять лопающиеся от ее денег контент-проекты. Если рынок победит, то это будет год русских сервисов: блоговых, фотохостинговых, коммерческих, социальных, справочных.
Роман Лейбов (r_l), публицист, автор проекта Рутения
1. Главное событие года — новые сервисы Google, конечно. В русском Интернете в минувшем году главных событий не было.
2. Думаю, самые интересные коллизии будут связаны со взаимодействием Сети и общества. Звукозаписывающие корпорации обещали нам борьбу с распространением текстов и нот песен. Европейские парламентарии — тотальную слежку за пользователями. Есть и другие сюжеты из той же мыльной оперы, уже русские.
Максим Кононенко (mrparker), создатель проекта Владимир Владимирович™, публицист, главный редактор интернет-издания Дни.ру
1. Нет у современного русского Интернета никакого одного лица уже давно. Он стал слишком большим. 2005 год стал годом настоящего прихода политики в Интернет. Если в прошлом Интернет был лишь экспериментальной площадкой, то нынешние выборы в Мосгордуму во многом делались именно в Интернете. И это, конечно, самое главное событие года. А лиц — нет.
2. Я думаю, что в 2006 году произойдут важные изменения в топе российских интернет-СМИ. Ряд изданий, в основном старых, покинет этот топ, а их место займут новые издания — большей частью таблоидного формата. Кроме того я предвижу появление совершенно нового рода СМИ — персональные СМИ, авторские блоги, которые уже будут не просто дневниками, а именно средствами массовой информации. С небольшими тиражами, но большим влиянием.