Поляроидом не брезговали даже великие из великих. Например портреты Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор, Мерилин Монро и многих других известных граждан Уорхол сначала снимал на поляроид, затем переснимал на слайд и методом шелкографии переносил на холст. После чего писал масляными красками по репродуцированному изображению.
Первая же выставка Роберта Мэпплторпа, который, как считается, «вышел» из «Фабрики» Энди Уорхола – так и называлась: «Поляроид-1976» и открылась в Metropolitan Museum. Мэпплторп снимал на поляроиды разных форматов – от обычных до гигантских, 20х24 дюймов (примерно 50х60 см). Когда-то камер, снимающих форматом 20х24, было всего пять штук в мире, и их можно было лишь арендовать, а теперь они производятся компанией Wisner (www.wisner.com) и продаются за $12000 (заодно ребятам из Wisner удалось сделать камеру немного полегче оригинала – 25 килограммов против 100 с копейками). Сейчас существует 14 студий, в которых можно арендовать 20х24, и самая ближайшая к нам, пожалуй, находится в Праге, хотя Копенгаген и Париж тоже недалеко. Аренда этих студий стоит от $800 до $1200, а каждый отпечаток – $45. Кстати, самая большая камера Polaroid построена (прямой перевод будет наиболее адекватным) в 1976 году, она делает отпечатки размером 40х80 дюймов (метр на два) и существует в единственном экземпляре.
А у знаменитого Хельмута Ньютона есть даже альбом, который так и называется – «Pola Woman».
Кинорежиссеры тоже использовали поляроид для своей работы или просто в качестве «записной книжки».
Виму Вендерсу для съемок «Алисы в городах» компания «Поляроид» предоставила прототип Polaroid SX-70. Герой «Алисы в городах», собственно, тем и занимался, что путешествовал и фотографировал на поляроид. Герой другого фильма Вима Вендерса «Американский друг» тоже благодаря SX-70 убеждался, что хоть как-то еще существует: он ложился на бильярдный стол, направлял объектив камеры на свое лицо и делал снимок за снимком, пока кассета не опустошалась.
Андрей Тарковский тоже снимал на поляроид – и в Италии, и в России. Тарковский фотографировал жену и сына, любимые места – например, Мясное, где были написаны черновики «Сталкера» и «Жертвоприношения». Выпущено несколько изданий книги с поляроидами Тарковского – на немецком языке, два издания на итальянском, еще одно на английском – и, конечно, ни одного на русском. Некоторые фотографии прокомментированы сыном Тарковского.
Особенно важную роль поляроидные фотографии играют в нашумевшем фильме Memento, где герой, лишенный памяти, все время делает моментальные снимки и надписывает их, чтобы сохранить связь с реальностью.