Ксения Максимович – школьная учительница. Ей 24 года. На филфаке, где мы с ней вместе учились, полно барышень, обожающих литературу и язык, но работать в школе не мечтает никто. Она окончила институт с красным дипломом и едва ли не единственная со всего курса отправилась сеять разумное, доброе и вечное. Через полтора года стала лауреатом конкурса «Учитель года г. Москвы 2003» в номинации «Педагогический спринт» и получила высший учительский разряд – 14-й. Сейчас в перерывах между проверкой тетрадок и классным руководством пишет диссертацию.
При слове «школа» меня передергивает. Относиться с уважением к этому заведению после моей средней общеобразовательной невозможно. И к учителям тоже невероятно трудно.
– Как тебя туда занесло?
– Я же работала не по профессии на 4 курсе, целый год занималась делопроизводством. И мне настолько опротивело это! Поняла, что я человек совершенно другого типа, это вообще не мое. Вот и решила попробовать себя в том, что меня интересует – в филологии. А профессия, оказывается, затягивает.
– Чем же?
– Она очень интересная. Чувствуешь себя кем угодно: и организатором, и менеджером, и психологом, а в первую очередь – артистом. Если раз в пять минут не задаешь ученикам вопросы, не рассказываешь забавные истории – они просто перестают слушать. Их надо вести к правильным ответам, а не выдавать готовые истины. И что важно: в школе нет рутины.
– В школе нет рутины??? Ты шутишь? Изо дня в день делать одно и то же, говорить одно и то же… По-моему, такой рутины еще поискать.
– Нет, что ты! Дети непредсказуемы, каждый урок не похож на предыдущий. Никогда не знаешь, что будет, не бывает ощущения уже-где-то-однажды-пройденной-ситуации.
– В моей школе, по-моему, ни один учитель творчеством не занимался. Для меня вообще эти вещи – учитель и творчество – несовместны.
– Ой, у меня самой до 9-го класса были ужасные учителя по русскому и литературе! Я практически не различала частей речи, знала только существительное, прилагательное и глагол. До 9-го класса, представляешь! Когда решила на филфак поступать, вспоминала: наречие – это что такое? А в 9-м классе нас отдали другому учителю. Литература и русский стали моими любимыми уроками. И после того, как она 3 года меня учила, я и пошла на филфак. А ты говоришь: неинтересно, рутина…
– Извини, но работа в школе не дает никакого дохода…
– Конечно, не дает. Но я пошла туда не за деньгами. В преподавании я нашла себя, а это куда как важнее. Занимаясь любимым делом, я имею возможность самосовершенствоваться. Другой такой благодарной профессии нет.
– То есть ты что, собираешься быть учительницей всю жизнь?
– Почему – учительницей? Я еще и в вузе буду преподавать, вот увидишь...