Вглядитесь в эти приятные лица: вот он – весь цвет отечественного кино по версии главной национальной кинематографической премии «Ника».
На XVIII торжественной церемонии вручения премии «Ника» было заявлено 119 (!) картин. Казалось, вот-вот в 14 номинациях должно разразиться крупномасштабное сражение, демонстрация новых высот отечественного кино… чудеса перевоплощений и пиротехнических решений… брызги шампанского и свежей крови… Вместо этого – 148 стогов сена, 4
расстроенных рояля, 23 представителя фауны, 17 молодых актрис на 18 дам постбальзаковского возраста и одна Рената Литвинова. А фильмов почему-то оказалось, в основном, 4: 9 раз «Водитель для Веры» Павла Чухрая, 8 раз «Свои» Дмитрия Месхиева, 8 раз «Настройщик» Киры Муратовой и 6 раз «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского.
От такого разнообразия в отдельных номинациях даже кипела борьба. Например, в номинации за лучшую мужскую роль Богдану Ступке из фильма «Свои» пришлось сразиться с Богданом Ступкой из «Водителя для Веры». Вопреки всем прогнозам победил Богдан Ступка.
Что же касается лучшей картины – фильм «Свои» в тяжелейшей борьбе одержал победу над военной лентой «Свои», а также картиной Дмитрия Месхиева «Свои», сделавшись таки «Лучшим игровым фильмом года».
Нет, вы не подумайте – язык не повернется называть это кино плохим. Это хорошее кино, кино со смыслом, снятое в лучших традициях советского киноискусства. А про серьезное кино у нас ведь как? Либо хорошо, либо никак... Оттого и мертвые с косами стоят у каждого стога с сеном. И все вокруг пропахло усталостью и тоской. Фишка в том, что ностальгия по соцреализму, накрывшая отечественное кино своими тяжелыми веками, никакого отношения не имеет ни к реализму, ни к реальности. Разве что смотреть и плакать.