От: Алена Чнегова, отличница Хогвартса
Загадка книги «Гарри Поттер» — профессор Снейп. Злобный 35-летний учитель зельеварения, с засаленными волосами и дурным характером, шпыняющий учеников почем зря, стал идеалом красоты для женской половины почитателей книги. Всю жизнь он безответно любит маму Гарри Поттера, но при этом она умирает по его вине. Он служит «и нашим и вашим», а в предпоследней шестой книге убивает самого доброго и справедливого директора Дамблдора.
Но, несмотря на эти явные недостатки, Снейп стал кумиром сотен тысяч читателей по всему миру. Поиск в Live Journal выдает по запросу «Severus Snape» на полтора десятка большее число комьюнити, чем по запросу «Harry Potter». По всему миру его поклонники объединяются в фан-клубы. Чем же он так цепляет?
Образ Снейпа попал в переплетение множества культурных традиций, стереотипов и символов, каждый из которых сам по себе вызывает «нужную» реакцию: читатели обожают героя несмотря ни на что и до конца верят, что он хороший. Кстати, если умело использовать символику хотя бы каждого из этих компонентов по отдельности, можно рассчитывать на успех у девушек повсеместно, даже если они совсем феминистки.
Первый слой этого кокона — вампирская символика. Снейп высокий, худой, бледный, мрачный, одевается только в черную мантию. У него темные глаза и волосы. Классический вампир. А вокруг вампиров, начиная с «Дракулы» Брэма Стокера, постоянно роятся эротические мифы. Так что вампирская символика здесь — однозначный подсознательный сигнал для читателей о чувственности героя (тем более что по книге у него нет подруги — «жених свободен»).
Вторая отсылка — секретные агенты, у которых просто не может не быть харизмы (вспомним Бонда, Штирлица, Малдера). Снейп со старших классов ушел служить Темному Лорду Волдеморту, но после того как тот убил Лили, вернулся в Хогвартс — школу магии и оплот добра. При этом он сохраняет репутацию благонадежного Пожирателя Смерти и доносит директору о планах Волдеморта. Снейп сорвал множество операций темной стороны, спас не один десяток хороших людей и ни разу не запалился.
Третья традиция связана с эпохой романтизма (баллады Байрона, романы Гюго и Дюма), где отталкивающий внешний вид всегда контрастирует с возвышенным и прекрасным внутренним миром героя, и самое последнее злодейство оправдывается обалденным «внутренним благородством». Поэтому никто из фанаток Снейпа не удивился, когда в последней, седьмой книге (в предыдущих почти ни намека на любовь!) он плакал над фотографией покойной любимой женщины, перед тем обрезав ухо другу Гарри Поттера (как потом оказалось, нечаянно). И даже Дамблдора, великого и справедливого, он убил только потому, что старик сильно мучился и сам попросил об этом.
И вся эта конструкция стоит на традициях рыцарского куртуазного романа с его культом прекрасной дамы, которая будет женой героя в вечности, но не в этой жизни. Она должна быть во всех отношениях лучше своего поклонника, чтобы побуждать его стать лучше. В «Гарри Поттере» все законы жанра налицо: Северус Снейп любит Лили с дошкольного возраста, но сообщить об этом не решается — слишком хороша для него. Она выходит замуж за другого, рожает Гарри, а потом трагически погибает от руки Волдеморта — начальника Снейпа. Он клянется всю жизнь мстить за нее, и это ему удается красиво и эффективно (см. пункт «Секретный агент»).
Перед выходом заключительной книги фанаты спорили в Сети на деньги, погибнет Снейп или нет. Ставки на «будет жив» в сетевых букмекерских конторах доходили до сотен долларов. Однако герой погиб: иначе при таком совпадении традиций и быть не могло. Из четырех рассмотренных типов выживают только секретные агенты, да и то не всегда.