GREEN DAY
против политики администрации Джорджа Буша
Политическая платформа: «Американцы перестали пользоваться собственными мозгами. Критерием суждений о собеседнике стало то, за кого он голосовал. Я не имею ничего против консерваторов. Джонни Рамон был отличным парнем, но при этом — 100-процентным республиканцем, что не мешало мне к нему хорошо относиться». (Билли Джо Армстронг — лидер Green Day)
Политическая тактика: в мае 2003 года группа Green Day села в студию после двух лет взаимных перепалок. По словам все того же Билли Джо, идея альбома охватила его после просмотра какой-то передачи из расположения американских войск в Ираке. Группа принялась активно раздавать интервью, в которых критиковала политику администрации Джорджа Буша, и выпускать постеры на фоне пикетов с лозунгами «It’s not my president». Итогом работы стала классическая рок-опера «American Idiot», которая вернула группу на верхушки чартов по всему миру и стала, пожалуй, лучшей работой Green Day за всю их карьеру.
Итоги кампании: неизвестно, изменился ли образ мысли простых американцев — сторонников Джорджа Буша, но политика, проводимая его администрацией, не изменилась ни капельки.
LAIBACH
против тоталитарной сути любого государства
Политическая платформа: «Мы никогда не были политически активными. Но нас интересует язык политики, политическая наука и идеология как таковая. Мы не боремся ни с какими политическими системами, мы просто анализируем существующую политическую и общественную ситуацию. Все политические партии хотят, чтобы Laibach присоединились к ним, но мы остаемся сами по себе». (Иван Новак, лидер Laibach)
Политическая тактика: с самого начала группа подвергалась гонениям и запретам. В коммунистической Югославии их объявляли нацистами (дебютный альбом группы был запрещен из-за ассоциации названия со временами немецкой оккупации, поскольку Laibach нацисты называли Любляну), а в посткоммунистической — левыми радикалами (из-за протестов против американских бомбежек). Однако никакой четкой политической позиции Laibach никогда не занимали. Их скорее интересовала эстетика политической пропаганды. В ноябре 1995 года группа объявила о создании первого в истории виртуального государства NSK — Neue Slowenische Kunst (Новое Словенское Искусство). Представительство NSK работало даже в Москве, а в одном из недавних интервью Иван Новак похвалился, что число граждан виртуального государства превысило число граждан Ватикана.
Итоги кампании: Laibach остаются наиболее яростными критиками тоталитарной сути всех государств. К реальным изменениям в политической жизни это, пожалуй, не привело.
BEASTIE BOYS
против оккупации Тибета Китайской Народной Республикой
Политическая платформа: «Я думаю, что есть много причин, по которым мы должны помочь жителям Тибета. Но есть две, которые я считаю главными. Во-первых, мы в состоянии им помочь. Во-вторых, и это самое главное для западного мира, мы можем извлечь немало уроков из тибетской культуры. Я имею в виду практику прекращения страдания и отказ от насилия, которого, к сожалению, так много в нашем мире». (Адам Яуч, Beastie Boys)
Политическая тактика: специально для сбора средств в поддержку оккупированного Тибета Адам Яуч (известный также под ником MCA) основал фонд Миларепа, а для пополнения счетов этого фонда стал проводить огромный музыкальный фестиваль. Первый Tibetian Freedom Concert прошел 16 июня 1996 года в Сан-Франциско. В концерте приняли участие такие звезды, как Smashing Pumpkins, Foo Fighters и Джон Ли Хукер. Было собрано 800 000 долларов. В последующих концертах под лозунгом «Свободу Тибету!» принимали участие Blur, Бьорк, Аланис Морисетт, Radiohead, Kraftwerk, Red Hot Chili Peppers, Pulp и многие другие. Фонд активно зарабатывал деньги, чтобы помогать аналогичным организациям по всему миру, а также поддерживать различные акции, семинары и кампании, которые тибетские монахи проводят на Западе.
Итоги кампании: естественно, что пока Тибет остается под властью Китая, Beastie Boys официально объявлены врагами народа в КНР, но, по крайней мере, буддисты всего мира получили доступ к огромным средствам для пропаганды своего учения во всех уголках земного шара.
U2
против погружения стран третьего мира в долговую яму
Политическая платформа: «Однажды ночью я смотрел телевизор вместе с моим гитаристом Эджем. Там показывали сюжет из Африки. И там был ребенок — кожа да кости. Он сидел в ручье, весь покрытый мухами. Я спросил Эджа: «Почему никто не даст этому ребенку бутерброд с индейкой?» Но Эдж сказал мне, что в Африке никогда не было никаких бутербродов с индейкой. И я сказал: пусть в Африке никогда не было индеек, но я хочу, чтобы этот мальчик мог съесть бутерброд с мясом зебры, льва или змеи. С этого все и началось». (Боно, лидер U2)
Политическая тактика: c тех пор Боно принялся активно озвучивать свою позицию о списании ведущими государствами мира долгов стран третьего мира. Мол, все равно отдать их они не смогут. А сохранять эти долги, накручивать на них проценты — это значит еще глубже вгонять Африку в самый темный угол цивилизации. Боно встречался с главами государств и даже Папой Римским Иоанном Павлом II ради того, чтобы убедить их в необходимости списания долга.
Итоги кампании: благодаря Боно многие благотворительные фонды мира сумели пополнить свои счета. Ну а из этих денег уже финансировались многие проекты по оказанию медицинской, гуманитарной и продовольственной помощи странам третьего мира. Правда, коренным образом ситуацию это не изменило.
FUN-DA-MENTAL
против «предвзятого» отношения к радикальному исламу
Политическая платформа: «Я родился в 1961-м в Пакистане, мои родители переехали в Англию в 1964-м. Всю жизнь меня притесняли. Все из-за того, что я мусульманин. <...> Мусульмане — это новые евреи. В истории больше всего притесняли чернокожих, потом женщин. На третьем месте — евреи. Если бы я был на месте евреев, я бы надел пояс шахида и пошел искать Гитлера. <...> Израиль пошел на поводу у Америки, он пропагандирует западные ценности — в этом причина так называемого терроризма». (Аки Наваз (Propa Ghandi), сейчас называющий себя Ji Had)
Политическая тактика: последний альбом Fun-Da-Mental «All is War» отказался выпускать даже независимый лейбл Beggars Banquet. Полиции было рекомендовано заключить Аки Наваза под стражу за то, что в песне «Cookbook» дословно изложен рецепт создания бомб для пояса шахида.
Итоги кампании: популярность у пакистанцев, основных «некоренных» жителей Лондона, и тысячи фунтов, перечисленные на счета различного рода исламских комитетов и организации Amnesty International.
RAGE AGAINST THE MACHINE
против либеральной доктрины мирового порядка
Политическая платформа: «Мы видим приятного человека — президента Билла Клинтона, который сбрасывает бомбы на головы фактически ни в чем не повинных людей в Югославии, и мы видим Мэрилина Мэнсона, который скачет по сцене в страшном гриме и изображает из себя сатану. Знаете, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, кто из них действительно ужасен». (Зак де ля Роча, вокалист RATM)
Политическая тактика: акционизм и протестный дух группы стали ее фирменными чертами. Их первый клип «Freedom» содержал кадры концертного выступления вперемешку с документальной хроникой о Леонарде Пельтере — индейце, приговоренном к пожизненному заключению за убийство двух агентов ФБР. На обложке их первого альбома была фотография тибетского монаха, совершившего акт самосожжения в знак протеста против оккупации Тибета. Они давали сотни благотворительных концертов, собирая деньги в различные правозащитные фонды и леворадикальные организации. В 1993 году Зак де ля Роча выступил на трибуне ООН и свидетельствовал против США в рамках слушания дела Мумии Абу-Джамала — чернокожего политического активиста и журналиста, осужденного по сфабрикованному обвинению в убийстве полицейского. Они были в первых рядах при погроме магазинов компании Gap, которая использовала детский труд в странах третьего мира.
Итоги кампании: сотни тысяч долларов, пожертвованные благотворительным организациям и тысячи благотворительных концертов. Политическая деятельность настолько измотала группу, что RATM объявили о своем распаде. Гитарист Том Морелло, как и еще два участника «рычагов», нашли себя в составе новой группы Audioslave, которая выпустила уже три альбома. А неистовый Зак отметился разве что антивоенной песней, направленной против действий США в Ираке, да бесконечными слухами о сольном альбоме.
DEAD KENNEDYS
против кастовости любого, даже самого демократического режима
Политическая платформа: «Я губернатор Джерри Браун/Моя аура лыбится/Никогда не грустит/Скоро я стану президентом…/Власти Картера — конец/Я фюрер сегодняшнего дня/Я буду командовать вами/Ваши дети научатся думать в школе/Калифорния — превыше всего/Вами будут управлять дзен-фашисты/100 процентов естества/Вы будете бегать так, как скажет хозяин/На ваших лицах будут маски счастья/Закройте ваши глаза…» (Джелло Биафра, лидер Dead Kennedys)
Политическая тактика: после сингла «California Uber Alles» Биафра объявил о намерении баллотироваться в мэры Сан-Франциско (1979 г.). Даже его псевдоним — Биафра — содержал политический подтекст: так называлась одна африканская страна, которую блокировали Великобритания и США (из-за чего много людей погибло от голода). На всех агитационных плакатах он позировал в максимально непристойном виде.
Итоги кампании: Биафра получил на выборах мэра Сан-Франциско 3,12 % голосов (6591 голос в абсолютном исчислении). Альбомы Dead Kennedys очутились в английских и американских чартах. Но в группе назрел кризис, который привел к уходу Биафры из группы.
THE BEATLES
против войны во Вьетнаме и действий стран каплагеря в отношении идеологических противников
Политическая платформа: «Молчать больше нельзя. Я буду отвечать на вопросы о войне. Мы не можем игнорировать ее». (Джон Леннон)
Политическая тактика: обнаженный Леннон валялся в кровати со своей женой Йоко Оно. Именно тогда появился лозунг «Занимайся любовью, но не воюй!» (Make Love, Not War!). Еще до того все участники The Beatles вернули английской королеве государственные награды в знак протеста против блокады африканской страны Биафра.
Итоги кампании: The Beatles стали одними из первых критиков демократии западного образца.
CHUMBAWAMBA
против какой-либо насильственной организации общественной жизни
Политическая платформа: «Как группа из восьми человек мы смогли продержаться вместе столько лет только потому, что живем как анархисты. Наше правило — делить все. Это не демократия. Мы не принимаем решения голосованием, мы просто все обсуждаем и ищем компромисс. Анархизм в широком смысле — это возможность работать, не подчиняясь одному лидеру. <...> Это не хаос и не разруха. Хотя разрушение тоже необходимо, чтобы расчищать место для чего-то нового». (Chumbawamba)
Политическая тактика: первые акции были направлены против политики Маргарет Тэтчер. Они регулярно участвовали в маршах протеста и заявляли о том, как было бы здорово, если бы мир государственных чиновников навсегда прекратил свое существование. Бичевали политику апартеида и буржуазные ценности — от социального успеха до семейного очага.
Итоги кампании: обыски в их сквоте и попытка инкриминировать группе хранение оружия для экстремистских организаций. Музыкантов из Лидса даже обвинили в том, что именно они отправили в один из английских банков мешок со свежим пахучим дерьмом.