Целью ломографии является изучение и документирование поверхности Земли путем ломографирования моментов ее жизни. Ломографы — это люди, которые каждый день используют свою LOMO, щелкают миллионы сумасшедших ярких резких и размытых, забавных и отвратительных снимков по всему миру (с сайта ломографического представительства в России — www.lomography.ru).
Быть ломографом — значит быть экспериментатором. Снимать положено «с бедра» (с живота, из кармана, с вытянутой руки) и не глядя в видоискатель. Что получится в итоге, предугадать невозможно, в этом и есть вся прелесть. Такой метод съемки еще в начале 70-х годов прошлого века первым начал применять токийский фотограф Дэйдо Морияма (Daido Moriyama). В то время никто не воспринимал его всерьез, считая, что Морияма недостаточно грамотный фотограф: большинство его работ были «не в фокусе» и без композиции. Но это было именно то, чего хотел автор. Этот стиль позднее был назван blur-boke (зернистый, размытый, без фокуса).
Ломография как некое самостоятельное движение появилась в 1993 году в Вене (Австрия). Компания студентов Венской академии искусств (Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер) приобрела (прельстившись бросовой ценой и забавным дизайном) в пражском комиссионном магазине фотокамеру «ЛОМО-компакт-автомат». Во время путешествия по Праге австрийцы, отщелкав несколько пленок (снимая все подряд и не «целясь») и отпечатав фотографии, были поражены результатом. Они поняли, что эта «металлическая коробочка» — настоящая находка.
Молодые люди решили организовать выставку ломографий — снимков, сделанных с помощью «ЛОМО-компакта». Поскольку денег на это не было, предприимчивые студенты зарегистрировали себя как официальную организацию и обратились за поддержкой в Венский муниципалитет. Так родилось Международное ломографическое общество (Die Lomographische Gesellschaft).
Российский фотограф и исследователь фотоискусства Александр Лапин в своей книге «Фотография как…» пишет, что такое фотографирование можно сравнить с коллекционированием мира, что это увлечение носит черты агрессивности и присвоения, а фото, полученное таким путем, всего-навсего еще один сувенир-картинка в коллекции. Однако для самих ломографов то, что они делают, уже нечто большее, чем просто «запечатление на пленку» и собирание фотокарточек в альбомы, для них это уже стиль жизни. Ломографы придумали забавную расшифровку аббревиатуры LOMO — «love and motion», любовь и движение. Именно это выражение стало девизом ломографического общества. На сегодняшний день эта организация довольно сильно разрослась: по всему миру более чем в 40 странах была организована сеть ломографических посольств. Официальное представительство в России было открыто летом 2000 года в Санкт-Петербурге (Невский пр., 105). По большей части оно выполняет посреднические функции, занимается продажей камер и их ремонтом. Красногорский оптико-механический завод специально для представительства производит панорамные камеры «Горизонт», которые затем отправляются в другие страны.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ LCA
Ленинградское оптико-механическое объединение было одним из самых крупных в СССР производителей фотоаппаратов. Но из-за снижения спроса в 1993 году ЛОМО прекратило производство камер и даже раздало по школам всю имеющуюся на складе продукцию. Однако после знакомства с ломографами было возобновлено (не без помощи тогдашнего вице-мэра Санкт-Петербурга В. Путина) мелкосерийное производство аппаратов «ЛОМО-компакт-автомат» (LCA) специально для общества. Сейчас их уже не делают, но при желании камеру все-таки можно приобрести через посольство ломографического общества.
ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ ЛОМОГРАФИИ
1. Носи свой фотоаппарат повсюду.
2. Используй его в любое время — днем и ночью.
3. Ломография — это не вмешательство в твою жизнь, это часть ее.
4. Приближайся максимально близко к избранным ломографическим объектам.
5. Снимай «от бедра».
6. Не думай.
7. Действуй быстро.
8. Тебе не нужно знать заранее, что снято у тебя на пленке.
9. Тебе не нужно знать это и потом.
10. Забудь о правилах.
ЕСЛИ НЕ ЛОМО
Помимо основного «инструмента», ломографы в зависимости от желаемого результата используют: Action sampler (для пошаговой съемки движущихся объектов), Color splash (оснащенный четырьмя разноцветными вспышками), «Горизонт» (для эффекта панорамного снимка), Pop9 (когда вместо одного кадра хотят получить девять размноженных, стилизованных под pop-art) и некоторые другие модели.