Объяснения коммерческого эффекта сделки звучат невнятно. Представители Sup утверждают, что это чуть ли не благотворительная, филантропическая акция. Не смешно. Возникает неизбежный вопрос «Кому это выгодно?».
Кем реально куплен «кириллический сегмент» ЖЖ? Предположим, правительством — через бизнесмена Мамута, который профинансировал сделку. Именно по такой схеме была приобретена, например, «Независимая газета».
Зачем это сделано? ЖЖ является средством массовой информации. Перед выборами нельзя разбрасываться возможностями промывки мозгов. Видимо, для этого и будут использованы всякие там «удобства пользователя», типа специально заточенной инфы в мыло, рекламы нужных акций и проведения нужных опросов.
Почему «суповый» начальник службы блогов, израильский бизнесмен Носик «проговаривается» (сам и через подставных лиц) о возможности осуществления политической цензуры ЖЖ? Ведь политическая репутация самого Носика более чем сомнительна. Во-первых, он является гражданином государства, отношения которого с Россией складываются не гладко. Во-вторых, по собственному признанию, в прошлом был причастен к темным делам и даже гордится этим: дескать, экономические преступления против государства — это все же лучше, чем преступления против личности. Понятно, что даже смутная угроза цензуры, исходящая от этого человека, не может не вызывать у политически активных пользователей ЖЖ озабоченности, переходящей в истерику. Допустим, политические противники Носика перейдут на другие блоги. Но сделать это организованно они, конечно, не смогут — их стихийное сообщество будет расколото. «Русский сегмент ЖЖ» превратится из независимого СМИ в тусовку школьников, домохозяек и «офисного планктона». А это и есть наиболее удобная среда для промывки мозгов и формирования «правильного» электората. Все сходится?..
КАРФАГЕН БУДЕТ РАЗРУШЕН?
Русский ЖЖ — явление особенное. На блоге LiveJournal зарегистрированы 8 миллионов пользователей. Из них пишущих по-русски всего 700 тысяч — 8,75 процента. При этом рейтинговая двадцатка самых популярных блоггеров почти полностью состоит из наших соотечественников. Только в «русском секторе» есть понятие «тысячник». Только здесь делаются писательские, журналистские и политические карьеры. Популярность тех или иных блоггеров отражает настроения в обществе. Кроме того, «Живой журнал» — это черновик российских СМИ. Сегодня здесь обкатываются идеи, которые завтра попадают на страницы газет. Именно благодаря блоггерам россияне узнали о карельском городке Кондопоге. У тех, кто стремится управлять общественным мнением, независимый ЖЖ не может не вызывать раздражения. Естественно, они хотят его контролировать — вплоть до права на «заморозку» аккаунтов.
Допустим, у вас 2100 зарегистрированных читателей-блоггеров. Многие из них обсуждают ваши записи со своими родственниками и знакомыми. Таким образом, вы влияете на умы как минимум пяти-шести тысяч человек. Согласно закону о СМИ, издание тиражом свыше 1000 экземпляров подлежит обязательной регистрации, чтобы в случае чего было с кого спросить. А как спросишь с вас? Выходит, что блогосфера не менее опасна для индустрии общественного мнения, чем системы свободного обмена файлами (типа bittorrent или e-mule) — для индустрии развлечений. Кстати, на днях под нажимом звукозаписывающих корпораций прекратил работу популярнейший файлообменник e-donkey. Не исключено, что перевод «Живого журнала» под юрисдикцию отечественной бизнес-структуры также является выражением общемировой тенденции «корпорации против демократии».