Накануне Дня России по всей Москве висят праздничные плакаты — с триколором, двуглавым орлом и лозунгом «Слава России!».
Флаг и герб — с ними все просто и понятно, а вот лозунг… Кто увлекается историей, тот знает, что впервые это словосочетание в обиход ввели русские фашисты — обитавшие в Китае послереволюционные эмигранты, надеявшиеся под фашистскими лозунгами свергнуть, как они выражались, жидобольшевистскую власть. Кто историей не увлекается, но давно живет в России и обладает хорошей памятью, помнит второе рождение этого лозунга — начало девяностых, баркашовское «Русское национальное единство». Черные рубашки, стилизованная свастика, «римское приветствие» — и «Слава России!» вместо подразумевающегося «Хайль Гитлер!».
Наконец, если ввести эти два слова в поисковую строку, например, «Яндекс-новостей», то поисковая машина выдаст сотню ссылок на сообщения вроде «Убийцы армянского юноши выкрикивали «Слава России!». В общем, ужасно одиозный лозунг, что и говорить.
Поэтому очень здорово, что те, кто придумывают, с какими лозунгами нужно встречать праздники, выбрали именно его в качестве, очевидно, официального слогана нынешнего (может быть, последнего?) Дня России. Ведь сами по себе эти два слова — «слава» и «Россия» — вполне прекрасны. И если какие-то негодяи — из прошлого ли, из наших ли дней — считают этот лозунг своим, то это совсем не значит, что нормальные люди, любящие свою страну и искренне желающие ей славы — доброй, хорошей славы, — должны отказываться от этого лозунга, отдавая его в монопольное пользование тем, для кого он не более чем политкорректный синоним нацистским кричалкам.
Об этом мало кто всерьез задумывается, но у многих слов давно есть свои хозяева. Многие слова давно уже «чьи-то», и если кто-то посторонний вдруг начнет пользоваться этими словами, может случиться путаница.
Например, слова «либерализм» и «демократия» по непонятным причинам принадлежат тусовке маргинальных политиков и сочувствующих им журналистов. Скажешь «демократия» — и немедленно представляешь себе Хакамаду. Скажешь «либерализм» — и тут же возникает Евгения Альбац. И так далее.
Приватизация слов, как, наверное, и всякая приватизация, никогда не бывает справедливой. И в том, что у многих хороших, правильных, важных слов есть плохие, неправильные, одиозные хозяева, есть нечто очень неправильное. Либерализм ценен и важен как таковой, а не как бренд, которым пользуются либералы-самозванцы. Слово «русский» — нормальное красивое слово, и если кто-то думает, что у него есть какие-то особые права на это слово, то он жестоко ошибается. Наконец, лозунг «Слава России!» вне зависимости от того, считают его фашисты своим или нет, — это наш лозунг, общий, лозунг всего народа России. Если молча соглашаться с несправедливой приватизацией слов, то рано или поздно все приличные слова разберут торговцы словами. А нам только мат останется.
Поэтому — слава России!