«Сволочи» Александра Атанесяна (памятного по едва ли не идеальному новорусскому боевику «24 часа» и гламурной мелодраме «Летний дождь») — фильм о том, как в 1943 году в горную спецшколу в Казахстане собрали несовершеннолетних преступников-сирот, чтобы перековать их в профессиональных диверсантов и отправить в тыл врага на верную смерть. Кино это вполне профессиональное, достойное аналитического разбора, но случилось так, что основной интерес и дискуссии вызвали вовсе не его художественные достоинства.
Накануне премьеры центр общественных связей ФСБ России обнародовал официальное заявление, из которого следует, что события, вроде бы заявленные авторами фильма как реальные, на самом деле никогда не происходили. Не существовало во время войны таких школ, не забрасывали малолетних камикадзе в тыл врага, и архивных документов, хоть как-то это подтверждающих, не имеется. В общем, не было мальчиков. Довольно быстро последовала ответная реакция — и от режиссера, и от автора сценария, писателя Владимира Кунина: действительно, фактической подоплеки под событиями фильма не имеется, все происходящее на экране следует считать чистой фантазией и метафорой.
История, надо сказать, показательная. Можно (как это уже многие сделали) считать случившееся антипатриотической провокацией. Можно даже заподозрить во всем этом тщательно продуманный рекламный ход. Но дело, кажется, несколько в другом. Скандал со «Сволочами» лишний раз дал понять, насколько в современном отечественном кинематографе не хватает по-настоящему ярких сценарных идей. Ощущается острый дефицит мощных историй. Практически невозможно найти сценарий, от одной возможности поставить который кружилась бы голова. И когда нечто подобное находится (а идея Кунина при всей ее сомнительности относится именно к этой категории) — у режиссера нет никаких сил сопротивляться искушению.
По сравнению с возможностью сделать собственный вариант «Грязной дюжины» уходят на периферию и вопросы этики, и проблема исторической достоверности, и необходимость показывать яркие характеры. Все перекрывает азарт первооткрывателя, обнаружившего для своей работы действительно мощную основу для борьбы за зрителя. Как говорит в фильме герой Андрея Панина, инструктор спецшколы, отправивший на расстрел одного из «сволочей»: «Ваши заботы — моя ответственность». Война все спишет.
5 главных прообразов «Сволочей»
Подранки
1977. Реж. Николай Губенко
Практически автобиографическая картина, снятая по сценарию режиссера, который в детстве, во время войны, потерял родителей.
Республика ШКИД
1966. Реж. Геннадий Полока
Наверное, самый известный отечественный фильм о жизни беспризорников в послереволюционное время. В роли главы республики — Сергей Юрский.
Путевка в жизнь
1931. Реж. Николай Экк
С этого фильма началось кино про беспризорников в СССР. На историю перековки малолетних преступников в героев ссылалась вся советская литература и кинематограф. Даже Жеглов на малине у Верки-модистки напоминал Шарапову об этом фильме.
СЭР (Свобода это рай)
1989. Реж. Сергей Бодров
История воспитанника спецшколы, в которой с самого детства людей готовят к тому, что рано или поздно они окажутся за решеткой.
Грязная дюжина
1967. Реж. Роберт Олдрич
История об отряде штрафников, который создали для подрывной, заведомо самоубийственной деятельности в немецком тылу.