Граффити пришло на улицы мегаполисов с шипением аэрозолей приблизительно в начале восьмидесятых, когда в массовой продаже появились краски в баллончиках. К этому моменту фильм Джорджа Лукаса «Американские граффити» (1973) посмотрели даже самые последние подонки из Гарлема и Южного Централа. Посмотрели и проперлись.
Творчество граффитчиков, где бы они не появлялись, развивалось в трех последовательных стадиях: сначала – хулиганские выходки и способ помечать «свою» территорию (а заодно и предупреждать своих врагов и корешей по кварталу о готовящихся разборках: к примеру если чье-то имя перечеркивалось, это означало, что носителя хотят замочить); затем – попытки уже более художественно, в виде настоящих логотипов, запечатлевать свои имена и названия своих кланов; наконец, по мере появления организованных команд (crew – шайка, англ.), создание на стенах по-настоящему сложных произведений, претендующих на статус искусства. Сейчас граффити вступает в следующую – возможно, последнюю – стадию своего развития: искусство становится коммерческим.
В России есть граффити, но еще не существует рынка граффити. Во всяком случае, по сравнению с Европой, где граффитчик – это серьезная профессия, а наиболее успешные западные художники заключают контракты с дизайнерскими компаниями, тем самым обеспечивая себе хороший годовой доход. У нас это пока призвание на грани хулиганства, а стены домов – бесплатная галерея работ непризнанных гениев. Но вдохновение все же продается и здесь. Один квадратный метр граффити по заказу обойдется столичному бизнесмену (или, например, компании, которая ищет новые подходы к собственной рекламе) в 15-50$.
Цена, помимо прочего, зависит и от сложности заказываемого рисунка. Портрет (например, заказчика, которому наскучили щиты наружной рекламы) размером в разворот «Re:Акции» вполне может стоить 300 долларов и выше.
Полит-граффити в России зачастую даже сложно назвать граффити. Потому что а) наши граффитчики – люди в большинстве своем аполитичные: соглашаются на такую работу, только если совсем нечего кушать; б) проще отправить бомбить окрестности активистов родной партии, которые хоть сделают криво и некрасиво, зато много и забесплатно.