Мода — это механизм отмены запретов. Модным рано или поздно становится все, что связано с удобствами, развлечениями, удовольствиями. Запрещают, как правило, то же самое. Неудобное, неинтересное и неприятное запрещать незачем: оно и так никому не нужно.
Еще каких-нибудь 100 лет назад у человека не было тела. Детей находили в капусте. Купальщики на пляже появлялись в таких нарядах, что рука «падонка» потянулась бы за склянкой с «йадом». А что теперь? Оргазм стал чуть ли не смыслом жизни, купальники сошли на нет, а женщины, которым раньше были предписаны скромность и смирение, прыгают в трусах по рингу, сражаясь за чемпионские титулы. Запрещенное стало дозволенным. И во всем виновата мода. Интересно, какие из «культурных запретов» станут ее следующими жертвами?
1. МАРИХУАНА
По запросу «лигалайз» Яндекс выдает более миллиона страниц. Молодежь щеголяет в майках с изображением разлапистого листочка и подписью: «Это курица». В табачных ларьках продаются пустые папиросные гильзы с издевательской надписью «Наркотикам — нет». Оно и понятно: никто, кроме Уголовного кодекса, не считает марихуану наркотиком. Мода так обработала общественную мораль, что когда бастионы Уголовного кодекса рухнут, никто и не пикнет.
2. БЕСПОРЯДОЧНЫЙ СЕКС
Законом это не запрещено, но мораль все еще осуждает сексуально активных людей. Особенно женщин. Девушка, часто меняющая половых партнеров, нет-нет да услышит от кого-нибудь обидное слово «шлюха». Но мода изо всех сил работает в этом направлении, и мораль уже гнется. Популярность сериала «Секс в большом городе» тому подтверждение.
3. СВОБОДНАЯ ОДЕЖДА
Эту часть жизни жестко регулируют корпоративные нормы и бытовые предрассудки. В иной ресторан вас не пустят без костюма и галстука, многие корпорации требуют от своих сотрудников придерживаться строгого дресс-кода. Совсем недавно считалось неприличным ходить по улицам в спортивном костюме. Теперь — ничего. Вызывающая одежда тоже вполне позволительна: ведь в таком виде появляются на экране модные певцы и телеведущие... А значит, скоро можно будет и в театр в трениках заявиться.
ОТКУДА РАСТУТ НОГИ…
…У ЖЕНЩИН
XVII век. Упоминание ног в приличном обществе не допускается. Ведь ноги ступают по неблагородной земле, промеж себя таят запретные половые органы, а растут вообще из задницы. В связи с этим запретными становятся и слова, обозначающие то, что надевается на ноги. Вместо слова «панталоны» приличные люди говорят «неназываемые». Когда бургомистр одного из испанских городов хотел преподнести в подарок своей королеве Анне Австрийской гору чулок, образцы продукции местной мануфактуры, мажордом королевы сурово отклонил подарок, заметив, что «у испанской королевы нет ног».
XIX век. Танцы на балах становятся слишком динамичными. Ноги женщин иногда обнажаются чуть выше щиколоток. Мужчины находят это чрезвычайно эротичным. Стройным женским ножкам посвящаются стихи, но никому и в голову не приходит, что когда-нибудь ноги откроются еще сильнее.
XX век. 1962 год. В течение более чем ста лет юбки постепенно укорачивались. На сантиметр-другой. Никто и не заметил, как открытость икр стала нормальным явлением. Но открыть колени и бедра — боже упаси! Ведь бедра — это уже почти…
Говорят, однажды англичанка Линда Квайзин убирала квартиру. Старая узкая юбка мешала ей двигаться. И Линда просто обрезала ее ножницами. На счастье как раз в гости к Линде зашла подруга-модельер Мэри Куант. Посмотрев на подругу, Куант поняла, что это как раз то, чего ждет человечество. Тот самый запрет, который пора сделать модой. Когда сразу после показа новой коллекции она выпустила своих моделей прямо с подиума прогуляться по городу, на улицах остановилось движение. Мини стремительно вошли в моду и распространились по всей земле. А в русском языке благодаря мини-юбкам появилась выражение «ноги от ушей».
…И У МУЖЧИН
В СССР были запрещены восточные единоборства (за исключением дзюдо). И не только запрещены — они были невозможны в силу господствующей бытовой морали. Даже в уличных драках удары в спину, удары ногами выше пояса и руками ниже оного считались недопустимыми. Возможно, поэтому проникшие в страну в 80-х годах XX века видеокассеты с фильмами Брюса Ли и стали модными. Брюс делал то, что нельзя, и делал это красиво. Мода на единоборства возникла почти одновременно с модой на фильмы. Правда, занимающиеся кун-фу утверждали, что это просто гимнастика, а каратисты уверяли, что карате — «это прежде всего философия». При этом никто не видел каратиста, способного объяснить, что же это за философия такая. Вот кирпич разбить — это пожалуйста. Клубы единоборств именовались «группами оздоровительной физкультуры» и плодились, как кролики. Официальная отмена запретов всего лишь закрепила ситуацию, сложившуюся де-факто. Сначала единоборства были разрешены модой, и только потом подтянулись медлительные законы.
КАК МОДА ОТКРЫЛА…
…ТЕЛО
История моды — это история обнажения. Особенно хорошо это видно на примере дамского купального костюма.
В Средневековье купальников не было. Равно как и купания. А известный теолог того времени Климент Александрийский считал: «Чистота и сладострастие — родные сестры!».
Дамы XIX века купались в длинных платьях, белье, чулках и шляпах. Во всем этом они лишь заходили в воду, чтобы сразу же с визгом, путаясь в мокрой материи, выскочить. История сохранила описание наряда, в котором летом 1825 года вошла в море герцогиня Мари-Каролин де Бари. На ее светлости были: большая шляпа с завязанными под подбородком тесемками, черное поплиновое платье с большими кантами и лаковые сапожки. По распоряжению властей герцогиню охранял отряд морской пехоты. Но скандал все равно случился грандиозный.
В 20-х годах XX века дамы осмелели и стали купаться в туниках чуть ниже пояса и панталонах ниже колен. Некоторые решались делать это босиком. В 1925 году французская певица Сюзи Солидор появилась на пляже с голыми руками и ногами. Все газеты назвали ее развратницей, но девушки поняли, куда дует ветер.
Настоящий взрыв (и атомный, и модный) прогремел в июле 1946 года. После ядерных испытаний на атолле Бикини дизайнер Луис Рирд представил на парижском подиуме одноименную модель раздельного купальника. Случился скандал. Про бикини писали: «Это раздельный купальник, который рассказывает о женщине все, кроме девичьей фамилии ее матери». Пик популярности бикини пришелся на 60-е годы. А в 1964 году этот купальник превратился в «topless bikini» — трусики на подтяжках. Их автора, американца Руди Гернрайха, немедленно посадили на три месяца за оскорбление нравов, что только прибавило изделию популярности.
…СЕКС
Триумфальное шествие бикини по миру совпало с началом сексуальной революции, то есть со всплеском моды на секс. Естественно, человечество нуждалось в сексе и раньше. Но в средневековой культуре секс воспринимался как отправление естественной нужды. Особо стыдной, а потому запретной считалась женская сексуальность. Приличная женщина мать и жена — не имела права ни на сексуальную активность, ни на сексуальное удовольствие. Лежи и молча жди, когда закончит свое греховное дело супруг.
Вплоть до XX века женщине в сексе отводилась роль контролера морального климата общества. Она должна была обуздывать не только свое желание, но и желание мужчины, не допускать его до своего тела. Джинна из бутылки выпустил доктор Фрейд: его научная деятельность пошатнула запреты и подготовила моду на секс. А может быть, человечество просто было уже готово к этой моде, и Фрейд просто стал одной из первых ее жертв — вестником падения запретов.
Мода на секс шла нога об ногу с модой на раздевание. Резонансом этих двух мод и стала сексуальная революция. Первая ее фаза совпала с появлением мини-юбки и купальника-топлес в 60-е годы прошлого века. В 80-х наступила вторая фаза: под влиянием феминизма женщины добились равноправия в постели. Стало модно избегать «миссионерской позиции». Женская пассивность в сексе из добродетели превратилась в нечто порицаемое. Девочки-феминистки стали бравировать фразой «Я его трахнула». Слова «минет» и «анальный секс» из пособий по сексопатологии перекочевали в популярные брошюрки. То, что раньше было развратом, стало сперва модным, а после — обыденным.
Жесточайшим многие века был запрет на гомосексуализм — «содомский грех». Но и за него взялась мода. На какое-то время быть гомосексуалистом стало модным, особенно среди актеров, танцоров, моделей и других людей, привычных к гриму и перевоплощению в силу профессии. Прошло совсем немного времени, и мода сделала свою работу: извращение стало данностью. Пидоры вокруг нас.
…СПОРТ
В античной Греции на Олимпийские игры не допускались женщины и рабы. Даже в качестве зрителей. Нарушивших запрет насильно отправляли в Аид — царство мертвых. Но тогда спортивные состязания были не модным развлекательным зрелищем, а механизмом выявления арете (доблестей) свободных граждан. Доблестный победитель имел больше шансов быть избранным на высокую военную или гражданскую должность в городе-государстве. А государство было делом мужским.
Средневековым рыцарям-феодалам никуда избираться было не нужно, поэтому на турнирах они сражались за особую милость сюзерена, а заодно и за внимание дам, которых теперь пустили на трибуны в качестве зрителей.
Когда огнестрельное оружие сделало бесполезными доспехи, турниры сменились дуэлями. Однако дуэль почти неминуемо влекла за собой смерть одного из участников и требовала серьезного повода. Состязательный же задор у здорового мужчины-аристократа присутствовал постоянно и требовал какого-то выхода. Тогда недавние рыцари обратили внимание на развлечения детей и черни — кулачные бои и разные игры с мячом. Но джентльмену неприлично драться на кулаках, как какому-нибудь портовому докеру, или по-детски гонять мячик. Что было делать? А вот что: объявить, что теперь это модно. А раз модно, значит и можно. И даже почти обязательно.
Спортивное помешательство началось в XIX веке в Англии: каждый уважающий себя джентльмен должен был обзавестись членством в футбольном или боксерском клубе. А поскольку ни с какими специфически мужскими социальными обязанностями спортивные состязания теперь связаны не были, за джентльменами в спорт потянулись леди. Ничего, что настоящей леди неприлично бегать и прыгать. Было неприлично, а стало модно.