Пять лет российскому подмножеству ЖЖ
От: Степанов, главред, aka zurfreude Чуть меньше пяти лет назад моя жизнь существенно изменилась: я попал в ЖЖ. Крупнейший портал онлайн-дневников «Живой журнал» (livejournal.com) не заменил мне реальный мир, как многие думают обо всем, связанном с Интернетом. Он этот мир достроил. В ЖЖ или с помощью ЖЖ в моей жизни совершались работа, общение, любовь.
Попал я туда ровно 11 сентября 2001 года. В день американской трагедии. Все новостные сайты лежали, и как-то так получилось, что я пришел на livejournal.com. Там русские из Нью-Йорка рассказывали о происходящем в реальном времени, а остальные русские яростно это обсуждали.
Я понял, что попал туда, куда мне надо.
Код, необходимый тогда для регистрации, дал мне пользователь r_l. Я и не знал, что r_l — это Роман Лейбов. Тогда «русскоязычная диаспора» ЖЖ составляла около 2000 человек. И уже «старожилы» ворчали про «понабежали тут». С тех пор «понабежало» людей в 200 раз больше. Я никогда на это не ворчал и не буду ворчать.
От: Роман Лейбов aka r_l
Почему я?
Я не был первым, кто начал писать в ЖЖ по-русски. Но я был первым, кто запустил процесс кристаллизации русского подмножества LiveJournal. Это произошло вот как: пять лет назад в начале февраля у нас в университете были, как обычно, каникулы, и я проводил довольно много времени, ковыряясь в разных сайтах. В частности, мне попалась на глаза запись Миши Вербицкого в гостевой книге его зверского антикультурологического ежетысячелетника «:Ленин:». Там шло обсуждение творчества Псоя Короленко и осуждение буржуазного клуба «О.Г.И.», а в постскриптуме к одной из своих реплик от 22 декабря 2000 года Миша неожиданно написал:
«blog
http://www.livejournal.com/
Ради таких сайтов и существует Интернет, да. Там типа люди круглосуточно сидят и про себя рассказывают, сотнями».
В принципе любой из читателей пресловутой гостевой Ленина (или сам Миша) мог проявить не только здоровое любопытство, но и толику нездоровой инициативы, зарегистрироваться в LiveJournal и потянуть за собой знакомых. Вопрос о том, что бы мы получили в результате сегодня, думаю, решается однозначно: да то же самое. Разница если и ощущалась бы, то только на начальном этапе кристаллизации.
Почему я сделал это?
Кроме, собственно, нарциссизма наживкой была программа-клиент, тогда еще не называвшаяся Semagic’ом, но уже вполне ловко управлявшаяся с отсылкой отформатированных текстов на удаленный сервер.
Механизмов публикации своих безответственных слов в Повсеместно Протянутой Паутине, вообще говоря, много. Но открывая окно браузера с формой для отправления записи, ты психологически находишься на чужой территории, браузер — место публичное по определению. Эту психологическую проблему решает специальный клиент: он принадлежит только тебе и легко управляется с разными задачами.
В общем, мне понравилось.
Почему я сделал это и продолжал делать это?
Поглядел я сейчас на свои дневниковые записи, сделанные в первый день знакомства с ЖЖ (кстати, тогда еще этой аббревиатуры не было, ее ввели потом, и мне она не нравилась). Там представлены такие жанры:
1. Дневниковая запись в чистом виде (Пойду приму пару экзаменов. В зачетки писать. Ненавижу. Бюрократия везде.).
2. Дневниковая зарисовка, изображающая слова или действия других людей (Светка с кошкой сюсюкает: «Маленькая, ты каську ела, да?» Я сурово говорю, чтоб не сюсюкала. Св. возражает: с котами-то и надо сюсюкать. «Никто меня не обвинит, что я неправильно учу кота говорить!»).
3. Запись, центром которой является графическое изображение (натурально, это моя фотокарточка, которая вертится по часовой стрелке).
4. Запись, центром которой является ссылка на публикацию в Сети и комментарии к ней (Дугин пишет [ссылка]: «Евразиец — это сильный, пассионарный, страстный, здоровый и красивый человек....» По крайней мере, среди моих знакомых таких монстров нету).
5. Выписка (Лебедев Василий Петрович. Выдающийся русский виртуоз-гитарист. Преподает в гвардейских полках. (Брокгауз).
6. Высказывание на актуальную тему (стихотворение Пушкина «Полководец», приуроченное ко дню рождения одного политического деятеля).
7. Запись сна (в данном случае — отказ от записи, потому что не запомнил).
В общем, тут представлен практически весь спектр возможностей, которые изначально просматривались и привлекали в личном дневнике.
Потом, когда комнаты понемногу начали наполняться народом, к этому добавились внутриживожурнальные ссылки и полемики. Выяснилось, что твое частное пространство (клиент, страница на livejournal.com), твоя комната может дополняться большим экраном, на котором, как в передаче про застекольных людей, транслируются сцены из чужой частной и общественной жизни («лента друзей»). По разным причинам получилось так, что среди этих людей было много и моих личных знакомых, и просто интересных мне авторов. Потом выяснилось, что это — не просто экран, а экран с обратной связью, причем разговоры с застекольными людьми далеко не всегда протекают идиллически и порой переходят в настоящие войны.
Но это уже была совсем другая история.
Почему я сделал это, продолжал делать это и не перестаю?
Понятия не имею.
Джедай сетевой культуры Рунета. Мы резвились в его «Саду расходящихся хокку» и пользовались его «Бессрочной ссылкой», осваивали Повсеместно Протянутую Паутину с его «Перелетными мухами», с его легкого пинка писали нелинейный РОМАН по Сети, входили в «Net-культуру» и выходили в открытый космос Ruthenia. Все его проекты назвать сложно: мистификация — любимая его игра. Его дневник (r_l) один из первых в русском ЖЖ.
Роман Лейбов работает в Тартуском университете с 1988 года, сейчас читает лекции по русской литературе на отделении русской и славянской филологии.