Юрий Чурсин: «будем жить как в Европе».
От: Корней Брусков
Актер Юрий Чурсин уверен в том, что скоро настанет время молодых и обеспеченных родителями прожигателей жизни, в праздных умах которых начнет созревать плод творчества, новых идей и великих деяний.
— Если сравнивать театр с телевизором, в чью пользу будет сравнение?
— В последнее время в театре иногда используется достаточно жесткий материал. Наверное, это связано с застоем буржуазного сознания европейского зрителя. Используются жесткие ходы, чтобы прорваться в сознание людей. Сейчас в театре проходят вещи пожестче, чем в телевизоре, если там можно переключить канал, то тут ты этого сделать не можешь. Несколько живых людей с очень натренированным, мощным энергетическим потоком воздействуют на достаточно большое количество живых людей — это воздействие на более тонких уровнях.
— Ты живешь сегодняшним днем или завтрашним? Осознаешь ли ты важность каждого мига, или время бежит мимо тебя незаметно, сплошным потоком?
— Понимание настоящего пришло со временем. В какой-то момент ощутил, насколько можно мыслями о будущем пожирать энергию будущего. Это ложная программа подсознания. Заранее намечать себе что-то, программировать и видеть ситуацию в дальнейшем такой, какой она тебе представляется, а не такой, какая она на самом деле, — этот обман иногда очень дорого стоит. Порой ты видишь вещи не такими, каковы они в реальности, а так, как тебе о них рассказали родители, друзья, в книжках написано. Ты себе представляешь «жизнь на самом деле», но твое присвоенное мнение, в котором ты был уверен, вскоре стирается, и тебя нет. А когда ты не придумываешь будущего, то все меняется, пропадает страх перед переменами.
— Ты играл главного героя в фильме Кирилла Серебрянникова «Изображая жертву». Что легло в основу вашей совместной работы?
— Поиск творческих позиций.
— Когда возникла потребность в поиске?
— Была всегда. Во время нашей встречи происходило общее изучение: кто перед тобой? Кирилл изучал меня как материал, а я изучал Кирилла как режиссера, создателя мира, если говорить о рабочем моменте. И поиск настоящего, сбрасывание шелухи, сбрасывания штампов, отстранение от фальши — вот то, на чем строится наша совместная работа. Только так можно произвести такой продукт, который не будет заранее мертвым.
— По-моему, театр сейчас не то место, где избавляются от штампов и фальши...
— Нельзя забывать о том, что театр — это искусство сиюминутное, и говорить про кого-то, что он движется в верном направлении, нелегко, потому что, возможно, он уже давно остановился.
Люди, которые занимаются театром, всегда понимали, что театр — дело не прибыльное. Требовалось вложение денег, а отдачи, за редким исключением, никакой. А меценатство в нашей стране на критическом уровне. Один из моих знакомых высказал мнение (с которым трудно не согласиться), что скоро все изменится и настанет время старых денег.
— То есть?
— Время, когда молодым людям нужно будет зарабатывать себе на хлеб, пройдет, потому что за них мы с вами уже сделаем это. Большинство не будет гоняться за новым «фордом-фокусом», потому что он достанется от родителей. И тогда может включиться какая-то творческая идея, тогда люди снова смогут заниматься любимыми делами, не зацикливаясь на материальных ценностях.