312 — это телефонный код Бишкека, столицы Киргизии. Именно оттуда музыканты группы «Город 312» приехали покорять Москву.
Их песни «Останусь» и «Вне зоны доступа» попали в саундтреки к фильмам «Дневной дозор» и «Питер FM», группа получила приз MTV RMA как лучший дебютант 2006 года, «Прорыв года» («Звуковая дорожка»), «Открытие года» («7 Дней»). На пробитие Кремлевской стены ушло целых пять лет…
Презентация альбома «Обернись» состоится в московском клубе «Б1 Maximum» 12 апреля. Музыканты по этому случаю приготовили сюрпризы, которые не стали раскрывать, но пообещали, что концерт запомнится даже тем, кто регулярно ходит на их выступления.
«Этот альбом получился более чувственным и глубоким, чем первый», — сказала Ая.
Дим: Нам в Москве пришлось очень тяжело. Я даже могу сказать — страшно. Это же огромный мегаполис. Кажется, что все люди здесь такие успешные, богатые... У нас не было знакомых, которые задержались бы здесь надолго, никто нам не мог дать совета. Мы просто стучались во все двери и набивали шишки.
Ая: Иногда зашкаливала восточная гордость. У нас принято в лицо говорить, что думаешь. Допустим, сказать: «Нет, спасибо» — и улыбнуться. Мы, если отказываем, то здесь и сейчас. В Москве — не так: «Позвоните на следующей неделе». Мы бесились от того, что люди здесь неконкретные. Они словно оставляют себе пути для отступления: что если я сейчас ему откажу, а у него получится?
Дим: Здесь в общении нужно поменьше сердца, побольше холодного рассудка. Ты приходишь к продюсеру с таким видом, будто тебя ничто не интересует, ты и так вполне успешный и в себе уверенный...
Ая: А мы делали все неправильно. Мы говорили: «Здравствуйте! Нам бы очень хотелось! Послушайте, пожалуйста! Вам понравится! Мы так старались!». И нам отвечали: «Да, конечно, мы позвоним, тра-та-та…». А потом, когда дверь закроется: «Как же вы надоели…».
Дим: Было время, когда мы поняли, что не можем пробить радиостанции. Диджеи нас любили, но ставили ночью в авторских программах — и все. Еще мы думали, что если мы будем много выступать, нас заметят серьезные люди. Нам нужно было только промо, все остальное — музыку, аранжировки, тексты — мы делаем внутри коллектива. Нас и заметили в итоге. Через пять лет. Мы в Москве с 2001 года. Сколько концертов тут дали…
Ая: А сколько раздали дисков с демозаписями!
Дим: По истечении пяти лет, 3 декабря — 3.12! — мы подписали контракт с Real Records. Нас наконец-то заметили люди, которые многое могут в шоу-бизнесе. Мы долго к этому шли и держались все время вместе, а всякие «советчики» нас пытались разделить. Ае говорили: «Это что, твои музыканты? Да ты че! Ты с ними никуда не пробьешься». А нам говорили: «Ребята, это что — вокалистка? Да это ж максимум бэк-вокал. В ней ничего нет, здесь таких миллион!».
Ая: А когда нам давали советы по поводу музыки, мы думали: «Нам самим так нравится то, что мы делаем, так неужели это не понравится кому-то еще?».
Дим: Но людей на концертах становилось все больше и больше. У нас еще до заключения контракта была мощная торсида…
Ая: Дим, я такого слова не знаю…
Дим: Ну это как футбольные болельщики. На наши концерты стали ходить представители творческой интеллигенции, заработало сарафанное радио. Наша популярность росла… В локальных масштабах.
Ая: Мы поставили себе задачу: не зарабатывать ничем, кроме музыки. Мы могли бы достичь чего-нибудь в других областях, но понимали, что если начнем нормально зарабатывать, то лишимся нужного рвения в музыке. Неправильно говорят, что художник должен быть голоден. Но художник должен понимать: то, чем он занимается, — это есть единственное и самое важное дело в его жизни.
Дим: И мы так жили пять лет, а у нас в коллективе две девушки. Это существа ранимые, капризные, могут выйти замуж, забеременеть, бросить группу…
Ая: Первое время наши поклонники нас кормили — если бы они не ходили на наши концерты, нам бы было нечего есть. Мы видели одну реакцию на концертах и совсем другую реакцию в медиасообществе. Потом нам сказали, что за нами, оказывается, «пристально следили». Ждали: развалимся мы или нет.
Дим: Но мы пришли с серьезными намерениями.
Ая: Мы вообще странноватые. С нами легко общаться, но быть с нами на одной волне, работать в нашем темпе и смотреть на мир нашими глазами — тяжело.
Дим: В коллективе никогда не приживется какой-нибудь тормоз — у нас все очень хваткие, быстрые и мыслят на несколько ходов вперед. А вот барабанщик Вик, с которым мы уже год играем, влился.
Ая: Он сам из Ставрополя, но есть в нем что-то наше... Мы в Киргизии никогда не слушали русский рок. Очень часто занудство такое.
Дим: Русский рок иногда слишком депрессивный: вот вгонишь себя в депрессию и поставишь еще что-нибудь такое же несчастное, чтоб добить. А у нас солнце, чистый воздух, горы — все располагает к хорошему настроению.
Ая: Русский рок для нас — то же самое, что песни про оленей в жаркой стране. (смеется - авт.)
Дим: Москва вначале на нас давила, но здесь мы впервые увидели ярко-синее вечернее небо. У нас такого никогда не бывает. Мы стояли, открыв рты.
Ая: Москва очень красивый город, а Питер нам не нравится — он другой, более спокойный. Все равно, наш город сердца, город души — это Бишкек.
Дим: Все думали, что мы уезжаем оттуда в Москву на месяцок — поиграться.
Ая: Никто не понимал, как это — оставить «все, что нажито непосильным трудом»: известность, достаток, квартиры-дачи-машины, уехать в Москву, непонятно чем зарабатывать и жить на съемной квартире.
Дим: Никто из нас никогда не жил на съемной квартире, для нас это было табу! Но в Москве пришлось — для этого нужно было через себя переступить. Мы снимали однокомнатную квартиру на четверых.
Ая: У меня в Бишкеке был личный автотранспорт и личный водитель. А здесь мне приходилось бегать за автобусами и троллейбусами. Иногда у нас не было денег на электричку. Тогда мы лезли через забор и бежали за ней по путям. И однажды я упала прямо на рельсах, разбила в кровь руки и колени. Меня ребята затащили в тамбур, Машка повязку сделала.
Дим: Да, в Бишкеке мы были крутыми. Ая работала сольно и была самой известной исполнительницей в Киргизии — она была законодательницей мод и цен на выступления. Про нее даже в энциклопедии есть.
Ая: А ребята играли в группе «Аян», их песни всегда были на вершинах хит-парадов. Они очень хорошо чувствовали конъюнктуру — играли рэггей с восточными мотивами. У них в группе были одни парни — девочек брали только для красоты. Например, Машка и ее сестра типа играли на трубах в их шоу.
Дим: Да, я играл за дудки на клавишах, а девчонки изображали, что дуют, и все думали: «Вау, ничего себе девочки колбасят!».
Ая: Для переезда был толчок — разговор у меня на кухне. Все к этому шло. Мы понимали, что уже все попробовали. Но мы же молоды, можем еще столько сделать! А там все обыденно. «Будете выступать?» — «Не зна-аю. Я поду-умаю». — «Ну ла-адно».
Дим: В общем, у нас была вера в сказку.
Ая: От нас шел поток: мы любили и верили в то, что делаем, в то, что это не может не нравиться другим. И у нас все получилось, потому что Бог видит, как мы к своему делу относимся.
Теперь, выходя на сцену, мы хотим отдать дань благодарности людям, которые слушают нашу музыку и хотят радоваться жизни вместе с нами.