Какое из событий прошедшей недели вас затронуло?
Отставка правительства Украины. Всякая революция повышает самоуважение нации. Нация начинает думать, что она избавилась от всех своих родимых пятен, и законы природы над ней более не властны. Очень многие мои украинские коллеги говорили: «Вы – рабская страна, а мы - Европа и у нас получилось!», но теперь выяснилось, что такие объективные вещи, как сила тяготения, исторические законы, математические правила и так далее в одинаковой степени действуют на все страны. И нет стран более рабских или менее рабских. Все революции: английская - кромвелевская, французская - робеспьеровская, русская - ленинская, все бархатные - развиваются по одним и тем же сценариям и никогда не решают ни одной из проблем, а только приносят нам кратковременный радостный стресс. Я как говорил, что украинская революция была по сути попойкой, так в этой мысли и укрепился. И даже лозунги там были похожи на тосты: «За Ющенко! За свободу!» и т. д. Когда напьешься, в первый момент кажется, что твои проблемы решены. Только похмелье наступает иногда девять месяцев спустя.
Какой из недавних дней вам запомнился?
Четверг. На Московской международной книжной выставке познакомился с Лешей Ивановым – хорошим пермским писателем, автором романа «Золото бунта». Я читал его, он читал меня, мы друг к другу очень доброжелательно относились, но не были знакомы. А тут мы встретились и с удовольствием убедились, что мы похожи на наши сочинения, а это значит, что все правильно, потому что писатель должен быть похож на свои тексты и быть им адекватен.
Какое Мгновение вам хотелось бы остановить?
Никакое. Помните Фауста? Как только он останавливает миг – его душа переходит в собственность дьявола. Я таких сделок совершенно не одобряю. Гете этим сюжетом намекает – чем можно расплатиться за остановку времени. Никогда никакая остановка времени не может быть приятной. Мне как раз нравится то, что каждое мгновение моей жизни, сколь бы хорошо оно ни было – обязательно сменяется следующим. Только это дает мне силы жить.