— Преподавание боевых дисциплин из практики спецназа — законно?
— Если речь идет о формировании военно-патриотического клуба, а подобные объединения, как правило, маскируются именно под эту форму, то здесь мы ничего сделать не можем. Если это не сопровождается определенной идеологической обработкой, такая подготовка закон не нарушает. Это всегда можно представить формой совместного отдыха, аналогично тем организациям, которые под предлогом религиозных теорий открыто проповедуют ваххабизм.
— Вообще-то НСО называют себя национал-социалистами, а свои тренировки объясняют подготовкой к гражданской войне, под знаменами со свастикой…
— Я думаю, что ими руководят умные дяди, которые знают уголовное право. Мы можем понимать, для чего все эти тренировки, но между пониманием и доказательством юридической позиции — огромная разница. К сожалению, случай НСО лишь подтверждает, что в России нарастает радикализм. Это пороховая бочка, и к ней давно уже поднесен фитиль.
— Новый антитеррористический закон содержит что-то про подготовку боевиков?
— К террористической деятельности отнесена и вербовка, и идеологическая обработка. Но доказательная часть чрезвычайно сложна, потому что все это маскируется, все это не высказывается впрямую. Мы же прекрасно понимаем интонацию, но доказать это пока очень сложно.
— Есть специалисты, которые могут провести экспертизу на высоком уровне.
— А потом адвокат скажет: ребята, если вы, юристы, без экспертизы не в состоянии сказать, экстремисты это или нет, то мой подзащитный, простой человек от сохи или станка, как может понять, что это — экстремизм?
Еще материалы по этой теме: