Партия невозможна без членов, как поп-звезда – без фанатов.
Нужно отдать должное нашим новым неформальным молодежным лидерам. Они не сдают себя и своих сторонников напрокат бесплатно.
«Клакерство» — найм за деньги участников демонстраций, митингов и других акций прямого действия — уже стало бизнесом, и в новом году этот рынок будет лишь развиваться. Студенты с плакатами наверняка уже вверстаны солидной графой в партийные бюджеты. Молодежная политика коммерциализуется, ведь главное предназначение любого политического инструмента — влияние, лоббизм. То, что позволяет воздействовать на общественное мнение и государственные решения, принося дивиденды в виде власти и денег.
А раз так, то и законы коммерции в деятельности молодежных объединений начнут превалировать над идеологией. Но делает ли их это стабильными? Например, и украинская «Пора», и российская «Опора» уже начинают превращаться в неуклюжие, а потому и нежизнеспособные конгломераты, раздираемые вечным противоречием между прежними идеалами и соблазнительной перспективой перестать экономить и начать зарабатывать деньги.
Так уж бывает, что, выйдя из андеграунда, любая политическая идея приобретает экономический смысл. А это уже эксплуатация человека человеком. В политике — желательно не за деньги. Для любой партии нет ничего желаннее альтруизма ее сторонников. Все как в бизнесе: те, кто делают черную работу за гроши или из трудового энтузиазма, дивидендов не получают. На всех депутатских значков и «Мерседесов» не хватит.
Один известный политик прошлого сказал: нам не нужно выдумывать новых идей, толпа всегда сама найдет, чем себя одурачить — главное, вовремя подхватить вожжи. Другой: если вы не занимаетесь политикой, она займется вами. Золотая середина заключается в том, чтобы понимать происходящее, не давая использовать себя втемную. В гражданском обществе политическую погоду делает средний класс, а не маргиналы с транспарантами на улице. Да и было бы странно, если бы люди, не умеющие сделать успешной собственную жизнь, могли бы создать таковую для всего общества. Научиться профессии, создать семью и построить дом невозможно, упражняясь в метании тортиков. Времени не хватит.
Но это не значит — не смотреть новостей и не ходить на выборы, потому что всегда найдется кто-то, решающий за всех.
Активная жизненная позиция одинаково состоит не в том, чтобы тупо делать карьеру или забрасывать полицейских «коктейлем Молотова». Помогая реальным людям, создавая новые ценности — экономические, художественные, — мы сможем влиять на мир. Не прогибаясь под него, но делая его лучше. И это главный подарок, который мы могли бы сделать себе в наступающем Новом году и всех последующих!