16 марта в столице Латвии Риге прошел торжественный парад в честь латвийских войск СС. При этом латвийские власти отказали антифашистским организациям в проведении ответных акций. «Молодая гвардия» в этот же день вышла к латвийскому посольству в Москве, чтобы вручить послу учебник истории Второй мировой войны. Тем самым молодогвардейцы хотели напомнить, кто же все-таки эту войну выиграл. Молодогвардейцы заявили, что отмечание годовщины Waffen SS неприемлемо, так как является не только попыткой переписать историю Второй мировой войны и оскорблением советских ветеранов, но и попыткой реабилитации нацистского режима и идеологии национал-социализма.
...Когда мы поняли, что акцию нам не разрешат, вопроса идти или не идти даже не возникло. Эсэсовцы маршируют по центру Риги. Торжественно маршируют А памятники советским воинам-освободителям сносятся. Может, наш протест ничего и не изменит, но по крайней мере привлечет внимание к этой проблеме. Даст понять, что России не безразличны попытки пересмотреть ито-ги Второй мировой войны, равно как и попытки возрождения фашизма.
Итак, с утра мы собрались в штабе. Договорились подходить к посольству небольшими группами по два-три человека, ждать во дворах и арках. А ровно в два образовать большую толпу и марш-броском пойти к посольству. Но не тут-то было. Как только мы подошли, увидели, что у входа дежурят несколько милицейских фургонов. Все входы и выходы в переулок, каждая арка были оцеплены милицией. А между ними курсировал загадочный черный джип, в котором сидели люди в форме и проверяли документы у каждого праздношатающегося лица.
Штирлицев из нас не вышло: смотрелись мы, прямо скажем, ну очень подозрительно. Представляете — узкий переулок, а по нему туда-сюда вот уже полчаса прогуливаются молодые люди примерно одина о возраста. Некоторые со свернутыми ватманами в руке. Когда поняли, что просто так к посольству не пройдешь и придется прорываться, я заволновалась. Все-таки первая несанкционированная акция, в которой я участвую. «Лишаешься политической девственности», — пошутили активисты. Рядом с нами остановилась загадочная черная ма-
шина. «А что это вы тут делаете? Документики предъявите». — «Да мы так, гуляем, свежим воздухом дышим». — «Дышите, значит? Ну-ну. А не могли бы вы дышать им в двух кварталах отсюда?»
Настал час икс. Решил иидти из дальней арки, сцепившись за руки. Мгновенно надели атрибутику, развернули плакаты «Фашизм не пройдет!», «Латвия, останови СС» и прочие. Скандируя «Фашизм не пройдет!», двинулись ко входу в посольство. Тут же подбежала милиция, нас сдерживали, пытались оттеснить в конец переулка. Я оказалась в первом ряду, сцепившись рука об руку с Андреем Татариновым, у которого в руках и был тот учебник истории, который мы собирались вручить. Меж тем милиционеры стали вытаскивать нас по одному. Надо заметить, работали они очень аккуратно, явно стараясь не нанести никому увечий. Да и без особого энтузиазма. Видя, что я девушка, старались не толкать и не трогать меня. Зато ловко выхватили Андрея вместе с учебником. Я пыталась удержать его, но куда мне против двух громил в форме? Андрея скрутили и увели, нас окончательно оттеснили в арку. «Вы согласны с тем, что сейчас в Латвии эсэсовцы маршируют?» — спрашиваю я у милиции. Они вздыхают: «Нет, нам это не нравится». «Ну а почему тогда вы мешаете нам просто подойти к посольству и вручить учебник истории, плакаты «Мы помним подвиг наших дедов» зачем рвете?» — «Ребят, да поймите, мы считаем, что хорошее вы дело делаете, правильное. Вот получили бы разрешение и пикетировали, сколько душе угодно. А так мы позволить не можем, закон есть закон». — «Да, нам тоже не нравится, что закон нарушаем. Но то, что сейчас в эти минуты эсэсовцы торжественным парадом маршируют по Риге, — это мерзость, против которой мы не можем не выйти».
Хоть и не удалось вручить учебник, ду маю, в посольстве прек рас-но были слышны наши речевки. И надеюсь, что они хоть немного заставят латвийские власти призадуматься. А ребят наших отвезли в отделение, составили протокол и отпустили.